Первые впечатления о втором сезоне сериала «Одни из нас»: ад близко

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Одни из нас», HBO

На HBO Max вышло три эпизода второго сезона «Одних из нас». Адаптацией противоречивой The Last of Us Part II занимаются создатель игры Нил Дракманн и сценарист «Чернобыля» Крэйг Мэйзин. Роковое событие, изменившее механику и настроение игры, в сериале уже свершилось, но без сюрпризов не обошлось. Карина Назарова рассказывает, чем утомляет и интригует продолжение, запускающее историю в неожиданном направлении.

В финале первого сезона Джоэл (Педро Паскаль) отказывается жертвовать Элли (Белла Рэмси) ради абстрактного спасения человечества. Вероятность создания вакцины всё равно крайне мала, да и в конец спятившая цивилизация едва ли заслуживает второго шанса. Так, обманутый «Цикадами» герой махом убивает десятки их солдат и врачей в больнице Солт-Лейк-Сити, забирает спящую Элли, увозит её в Джексон — тихий оазис среди апокалипсиса — и клятвенно врёт девочке о бесполезности её иммунитета. Пускай его мотивы легко оправдать заботой и любовью, во втором сезоне герою придётся покаяться: Элли чувствует себя обманутой, а во время похорон убитых в Солт-Лейке поредевшие «Цикады» под лидерством Эбби (Кейтлин Дивер) договариваются отомстить виновнику.

Проходит пять лет. Джоэл заметно смягчился, поседел и погрустнел. В который раз он приходит к психотерапевтке (Кэтрин О’Хара) залечивать травмы и жаловаться на обиженную приёмную дочь. Элли повзрослела и заматерела, учится боевым искусствам и патрулирует окрестности, сворачивая заражённым головы. Параллельно Эбби вместе с соратниками — Оуэном (Спенсер Лорд), Норой (Тати Габриэль), Мэл (Ариэла Барер) и Мэнни (Дэнни Рамирес) — под знаменем В.О.Ф. (Вашингтонский освободительный фронт) подбираются к Джоэлу всё ближе, выжидая контрабандиста в заснеженных горах.

«Одни из нас», HBO

Первый эпизод, срежиссированный Крейгом Мэйзином, неторопливо созерцает идиллическую жизнь общины. В Джексоне рождаются и растут дети, не знающие о реалиях за высоким забором. Ворчливые взрослые готовят завтраки в ламповых кафетериях. Молодёжь вовсю влюбляется и жаждет приключений. Джоэл помогает отстраивать город и чинит для Элли гитару, стараясь расслабить натянутые струны в их отношениях. Здесь настолько хорошо, что конфликт героев Паскаля и Рэмси долгое время остаётся единственной интригой, сплетней и угрозой всеобщей гармонии. Но затишью приходит конец. Дозорный наткнулся в снежных полях на сотню дремлющих монстров. Рабочий, ломая водопроводные трубы, повреждает проросший внутри кордицепс, и на клич гриба слетается орда заражённых. Как назло, пока Джексон держит удар, метель отрезает Джоэла и Дину (Изабела Мерсед) от дома, сталкивая героев с Эбби. Спасая её от смерти, они доверчиво следуют в её убежище, как в мышеловку.

Ответственность за адаптацию фундаментального момента The Last of Us Part II и воплощение новых задумок Нила Дракманна выпала Марку Майлоду. За плечами постановщика — великая «Свадьба Коннора» и ещё пятнадцать эпизодов «Наследников», парочка напряжённых серий «Игры престолов», а впереди — новое шоу по «Гарри Поттеру». Майлод с игрой не знаком, занимая независимую позицию, жизненно необходимую для свободного развития истории, короче, идеальный кандидат. И всё равно что-то пошло не так.

«Одни из нас», HBO

Сюжетные линии второго эпизода красиво дополняют и комментируют друг друга, но неизбежно конкурируют за внимание. Предполагалось, что параллельный монтаж, соединяющий расправу над Джоэлом с новым по сюжету нашествием заражённых на Джексон и битвой Томми (Гэбриел Луна) с огромным Топляком, повысит накал. А в итоге смерть главного героя потеряла былой драматический вес. Город понёс большие потери, людям пришлось стрелять в укушенных сограждан, убивать своих же близких. Если в играх NPC не так жалко, то в драматическом сериале о постапокалипсисе, где действуют люди из плоти и крови, уже трудно смириться с тем, что человеческие жизни имеют разные цены.

Другое неожиданное решение — сериальная Эбби. В игре её мотивация и связь с «Цикадами» раскрываются постепенно. Нил Дракманн старательно очеловечивает убийцу любимого персонажа, расширяя её бэкграунд силой лирических кат-сцен и резко противопоставляя антагонистку погрязшей во тьме Элли. Механика геймплея, на треть выстроенного с перспективы Эбби, повышает психологическое давление: игрок неизбежно привязывается к неоднозначной героине, вынужденно переосмысляет представления о дорогих сердцу персонажах, блуждая по зыбкой почве, где корни мести, прорастая, переплетаются с состраданием.

Для сериала Дракманн выбирает другую, более честную и уважительную по отношению к зрителю стратегию. Мотивация Эбби и её ненависть к Джоэлу раскрываются сразу во всех горьких подробностях. Нехитрыми формальными приёмами Майлод соединяет нас с героиней на физическом уровне, адаптируя тем самым механику игры. На крупном плане — её испуганное и окоченевшее от холода лицо; на общем — уязвлённое тело, что больно врезается в снежную гладь, ползёт под тяжестью сотен монстров, крича и извиваясь от страха.

«Одни из нас», HBO

За три дня до съёмок эпизода Кейтлин Дивер похоронила мать, привнеся в образ героини личные тоску и оцепенение. Боль актрисы выплёскивается в кульминационной сцене, питая неподдельные слёзы. Дивер берёт зрительские эмоции под личный контроль. Через мимику проигрывает пять лет, прошедших за кадром, сравнивая раздавленную Эбби из первого эпизода с неудержимой военной, готовой пытать безоружного, из второго. И ту, и другую она наделяет человечностью, обнажая, как месть разъедает её душевные раны, пожирая рассудок. Но всё живое и трепетное в ней, так точно переданное, оборачивается фальшью. Секунда, и слёзы высыхают под жаром садистской улыбки. Мгновение, и дрожащие руки горюющей по отцу девушки покрываются артериальной кровью человека, недавно спасшего её от гибели.

Говорят, что съёмки эпизода довели всех участников процесса до изнеможения. С первого дубля Майлод потерял связь с реальностью, буквально дрожал от криков Беллы Рэмси, чья интенсивная игра и правда выходит за рамки условности. Ту же дрожь ощущаем и мы, впрочем, на эффект работает не только эмоциональный перегруз эпизода, но и новое оформление каноничного события. Майлод и операторка Кэтрин Голдшмидт («Дом Дракона») в момент казни переходят на ручной режим съёмки, попеременно соединяя нас со взглядом Эбби и Элли, прибежавшей спасать Джоэла. Мстительница произносит утомительную речь палача, и каждое слово, как кинжал, царапает гримасы её союзников.

«Одни из нас», HBO

На этот раз расправа погружена в дневной свет — насилие в здешних краях не дожидается заката.

Лужи крови внутри комнаты на контрасте с белым снегом за окном подсвечивают ужас теряющего пульс сердца, невинность прощальных объятий и привязывают смерть к конкретному времени суток: у Элли впереди ещё целый день, бессонная ночь и вечность, чтобы прийти в себя от увиденного и сто раз прокрутить в голове, почему она не проснулась раньше и не пошла в дозор с Джоэлом, почему не позволила себе его простить, пока тот ещё был жив.

Экспозиция сезона интонационно неустойчива: то душит занудной аурой, то повторяет слово в слово за оригиналом, то нетерпеливо выкручивает скорость. Пусть так, в совокупности эмоциональных событий и цепко подмеченных деталей апокалиптической повседневности у сезона складывается бодрый старт. Дракманн и Мэйзин мягко погружают в повествование, затем наносят неисцелимые удары по всему святому, что осталось в этом бренном мире.

Третий эпизод собирает всё в единую картину, шоураннеры наконец сворачивают сюжет в другую сторону. Элли просыпается в больничной палате и заново переживает смерть отца, истошно крича и галлюцинируя. После трёх месяцев реабилитации она возвращается в дом Джоэла, вытирая слёзы о его рубашки. Режиссёр Питер Хоар вышивает вокруг героини нежный кокон, давая ей пространство излить чувства и успокоить расшатанные нервы. За окном распускается вишня, жители восстанавливают город, готовятся к посеву урожая, женщины — к рождению детей. Жизнь, как ни печально, продолжается и без Джоэла, и без десятков погребённых в могилах. Так битва за Джексон, которую так хотелось обвинить в перехвате внимания, в результате подарила истории шанс на исправление ошибок парадоксальной игры.

«Одни из нас», HBO

В экранизации персонажи Рэмси и Луны получают время для размышлений и выбор. Обновлённый сценарий усиляет сеттинг и добавляет персонажам многогранности и мудрости. Если в оригинале Томми без колебаний побежал по следу Эбби, оставив жене записку, в сериале он, как ни банально, сепарировался от брата, не желая рисковать семьёй, ребёнком и общиной. Замечая в Элли черты Джоэла — его неуёмную агрессию, боль, обиду, — Томми по-отечески предостерегает её от тропы мести, даже созывает городской совет, чтобы вместе определить границы справедливости и остановить девушку от опрометчивых решений. Но, как верно подмечает героиня О’Хары: «Элли уже на пути». Элли уже Джоэл, и без борьбы ей не найти покоя. Разница в том, что сериальная Элли действует осознанно, проведя наедине с горем и мыслью о возмездии несколько долгих месяцев. Продумав каждую мелочь, Элли и Дина вооружаются до зубов. С помощью ворчливого соседа Сета (Роберт Джон Бёрк) они угоняют лошадь Искорку и покидают город. Впереди их ждёт отнюдь не юношеское путешествие, а тяжёлая одиссея — дорога через Сиэтл в ещё больший экзистенциальный ад.

Соединяя сентиментальные и созерцательные сцены с устрашающим экшеном и горестными моментами, шоураннеры аккуратно перераспределяют акценты и обновляют персонажей, рисуя новые точки напряжения в знакомом сюжете. При этом оригинальный лор всё ещё влияет на контекст событий. Скажем, в третьей серии на мгновение появляются культисты Серафиты — безобидные на вид шрамированные кочевники, жестоко убитые из вофовских БТР. Придираться к «Одним из нас» можно сколько угодно, но сила сериала по-прежнему кроется в его драматургии и человеческих историях. Эбби воздала за смерть отца и передала эстафету Элли. Выходит, кордицепс — до сих пор не самая страшная угроза: людские злоба, насилие и месть куда заразительнее, и вакцину от болезней души не изобрести.