В российских кинотеатрах стартовал новый фильм аргентинского мастера хоррора Демиана Руньи. Кинокритик Анастасия Сенченко делится впечатлениями от «Одержимых злом».
Педро и Хайме берутся за ружьё, потом прислушиваются в нерешительности и остаются дома. Это был единственный раз, когда они соблюли правила, и единственный раз, когда лучше было бы их нарушить. На следующий день братья-фермеры находят недалеко от своего участка ноги и часть корпуса неизвестного человека, а ещё его чемоданчик с причудливыми инструментами и папочку с фото их соседки. Добравшись до соседки, они узнают, что её сын превратился в оплывшую зловонную глыбу, в которой растёт зло, чтобы очень скоро отравить всё вокруг. Когда полиция заявляет, что случай не в их компетенции, Педро и Хайме вместе с перепуганным землевладельцем Руисом решаются отвезти «гнилого» арендатора подальше от своей земли. В итоге все их действия только ускоряют распространение демонической заразы, которая вместе с «гнилым» и доморощенными демоноборцами покидает лачугу в глуши и распространяется на весь Буэнос-Айрес.
Аргентинский режиссёр Демиан Рунья пугает пришествием дьявола уже добрые 15 лет, но особый культовый статус среди поклонников хорроров приобрёл с выходом «Оцепеневших от страха» в 2018-м. То, что ужасы переживают ренессанс, ни для кого не секрет, но, за исключением действительно жуткого триумфатора Канн «Титан» Дюкурно, они всё чаще взывают к зрительскому интеллекту, а не к животному чувству страха (фильм Дюкурно умело работает в обоих направлениях). В то время как Ари Астер или Роберт Эггерс предлагают поразмышлять над природой зла и полюбоваться изящными визуальными решениями, в мифологии Руньи зло кровожадно и просто существует. Оно перемалывает всех без разбора и правил, вызывая долгожданное оцепенение от ужаса, которым не славятся большие хоррор-релизы режиссёров-интеллектуалов.
«Одержимые злом» получились по-настоящему брутальными и безжалостными. История без лишних расшаркиваний запускается в первой сцене, при этом никто не спешит объяснять, чего именно до смерти боятся фермеры. Что происходит, станет понятно только с появлением маленького сына Педро, которому бабушка расскажет о демонах и правилах поведения. Это произойдёт лишь во второй трети фильма, а об истоках бесовщины расскажут и вовсе перед самым финалом.
Так что большую часть времени зритель оказывается в положении неразумного ребёнка (особенно душевно звучит замечание: «Зло любит детей, а дети любят зло»), наблюдающего, как перепуганные взрослые суетятся и совершают ошибку за ошибкой: не используй оружие, не включай электричество, не приближайся к животным, не бойся.
Добавляет растерянности и тот факт, что правила эти работают лишь отчасти, как маски и санитайзеры в эпоху ковида, — помогают, но ничего не гарантируют. Вот ехали в одной машине два мальчика, один не заразился и был съеден, а другой заразился и того и гляди сам кого-нибудь съест. А где-то в сельской школе целый класс теперь заседает за партами по ночам и охраняет нерождённого Антихриста (бояться в этом фильме стоит точно не спойлеров).
Всё это к тому, что зло в картине Руньи вообще всячески отказывается играть по правилам (следовательно, непобедимо): кто-то заражается, кто-то не заражается, кто-то спешит убить себя, как в «Птичьем коробе», кто-то — съесть ближнего, как в хоррорах о зомби, кто-то становится служителем зла, как в «Детях кукурузы», кто-то — его переносчиком.
Спасительные ритуалы остались где-то в запылившихся слэшерах, в новом мире никто тебе ничего не гарантирует. Зло непоследовательно, а борцы с ним, как всегда, немного туповаты и пренебрегают единственными, пусть даже не самыми эффективными правилами.
Список отсылок можно продолжить, потому что аргентинский мастер здесь будто хочет продемонстрировать всю свою шкатулку с драгоценностями (выбор в качестве противника безликого и абстрактного зла отлично этому способствует). В итоге страшных сущностей здесь на целую хэллоуинскую вечеринку: зловещие псы и демонические детки, как у Стивена Кинга, дисфункциональные семьи, как у Майка Флэнагана, беременная с топором, подросток с аутизмом и даже недобро смотрящий козёл. И над всем этим веет дух эпидемии. Особый талант постановщика в том, что столь разношёрстная компания не превращается в задорный капустник, а создаёт ощущение тотального бессилия перед распространяющимся по планете апокалипсисом.
Рунья, в отличие от своих героев и антигероев, правилам следует и на протяжении всех 99 минут аккуратно расставляет развёрнутые сцены, полные отборной киножути. Каждая в стилистике определённого поджанра, от кровавой резни до проклятой школы и взбесившихся животных. Выполнено искусно и, самое главное, в силу уже перечисленных особенностей, абсолютно непредсказуемо. Получился отборный сет знакомых, но напитавшихся аргентинской экзотики аттракционов, который не зря называют лучшим хоррором уходящего года. Ни один знаток жанра здесь не почувствует себя в безопасности, потому что правила, может, и полезно выучить, но что делать с тем, что одно из них — «не бояться»?