«Партенопа»: великая красота, великое проклятье

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Партенопа», «Атмосфера кино»

В российский прокат вышла драма Паоло Соррентино «Партенопа» о сказочно красивой девушке, у ног которой готов лежать любой мужчина, но богиня из Неаполя предпочитает противоположному полу антропологию. Большой современный итальянский режиссёр вновь наслаждается полуголыми телами и пейзажами родного города. Максим Ершов объясняет, почему «Партенопа» является творческой неудачей Соррентино, и считает, что постановщику пора перестать заниматься самопародией.

В 1950 году у берегов Неаполя родилась девочка Партенопа: родители нарекли ребёнка в честь одной из сирен. Согласно древнегреческому мифу, Партенопа (или Парфенопа) бросилась в море и утонула, когда её песни не смогли соблазнить Одиссея, после чего её тело выбросило на берег в Неаполе. В римской мифологии в Партенопу был влюблён кентавр Везувий. Разгневанный Юпитер превратил кентавра в вулкан, а Партенопу — в город Неаполь. Для фильма Соррентино всё-таки важнее вторая версия событий.

Ещё до рождения к Партенопе было приковано внимание всех вокруг. Командор (Альфонсо Постильоне), — бизнесмен и будущий мэр Неаполя, на которого работал папа девочки (Лоренцо Глейзес), — подарил ребёнку привезённую из Версаля королевскую карету. В ней Партенопа будет спать и в подростковом, и в совершеннолетнем возрасте. Уже в 18 лет у красавицы из Неаполя нет отбоя от кавалеров. Богачи добиваются возможности провести с ней вечер. Партенопа (дебютантка Челесте Далла Порта) гуляет с братом Раймондо (Даниэле Риенцо) и номинальным бойфрендом Сандрино (Дарио Аита). Однако истинной страстью Партенопы является антропология.

«Партенопа», «Атмосфера кино»

Премьера «Партенопы» прошла в основном конкурсе Каннского фестиваля. Правда, на киносмотре на Лазурном Берегу новая работа Паоло Соррентино осталась без призов. Предыдущий фильм итальянца — автобиографическая «Рука бога» — был показан в конкурсе Венеции, но уже 20 лет режиссёр является большим любимцем отборщиков и программного директора Канн. После «Великой красоты» и победы картины на «Оскаре» Соррентино фактически стал лицом итальянского кинематографа.

Если в начале карьеры автор в основном снимал фильмы в Риме, то теперь вернулся в родной Неаполь. Столичную роскошь режиссёр променял на яркую палитру красок юга. Солнце, мафия, туристы, вера и футбол. «Рука бога» казалась идеальным моментом, чтобы несколько уйти в сторону от привычных тем и стиля и двинуться дальше, но с «Партенопой» Соррентино делает шаг назад. Вышедшее три года назад автобиографическое кино рассказывало о трагической смерти родителей итальянца, знакомстве с постановщиком Антонио Капуано и приходе в профессию. Многие большие авторы во время кризиса среднего возраста или на старости лет, когда пора подводить черту под творческим путём, говорят о себе и собственном детстве.

«Партенопа», «Атмосфера кино»

«Партенопа» — притча, которая связывает биографию невероятно красивой девушки с судьбой города. Главная героиня олицетворяет Неаполь, она и есть Неаполь. Режиссёр не только намекает на аналогию, но и открыто проговаривает нехитрую мысль. Беда в том, что притча тонет в нарочитых красивостях, а фильм превращается в самопародию.

«Лоро», посвящённый Сильвио Берлускони и вышедший в двух частях, уже был избыточной картиной, концентрацией стиля итальянского автора. В «Партенопе» итальянец не любуется пороками богачей и не закатывает пару десятков неприлично роскошных вечеринок, а сосредотачивает своё внимание на молодых полуголых телах. Камера подолгу задерживается на главной героине в купальнике: уроженка Неаполя то просто лежит в шезлонге, то прогуливается по террасе дома, то танцует. И все мужчины вокруг, и сам Соррентино заворожены и не могут оторвать глаз. Итальянец в пику всем современным тенденциям снимает кино, которое легко может оказаться в словаре в качестве примера male gaze рядом с «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша. Конечно, увлечённость и восхищение женскими телами у Соррентино давно, но в «Партенопе» добрую половину фильма зритель занимается тем, что рассматривает героиню с разных ракурсов.

«Партенопа», «Атмосфера кино»

Итальянец хоть и старается спрятать объективацию, но получается не очень. Конечно, родившаяся в море красавица привлекает мужчин не только внешностью. Партенопа остроумна, начитанна и загадочна. Девушка знакомится на Капри с сильно пьющим американским писателем Джоном Чивером (Гари Олдман), рассуждает об антропологии с профессором Мароттой (Сильвио Орландо) и часто смотрит куда-то вдаль, заставляя ухажёров недоумевать, о чём же она думает сейчас. Поклонники отмечают, что Партенопа не пользуется своей неземной красотой, что не совсем так. Проклятие это или дар, ответа нет и быть не может.

Поклонники творчества Соррентино могут спать спокойно. Стилистически автор нисколько не изменяет себе, пусть вместо Луки Бигацци на двух последних фильмах он работает с оператором Дарьей Д’Антонио. Панорамные кадры вечеринок, медитативные тревеллинги, замедленная съёмка по-прежнему на месте. Соррентино сначала показывает на общем плане веселящуюся толпу, а потом выцепляет одного из героев и присматривается к нему и его переживаниям.

«Партенопа», «Атмосфера кино»

Всю карьеру автора интересует связь между физической красотой и судьбой, а также мимолётность молодости и неспешность старости. Мы полюбили итальянца за верность выбранным стилю и темам, однако даже в заданных рамках любому творцу необходимо развитие. Проводя параллель между Партенопой и Неаполем, Соррентино не приходит ни к каким любопытным выводам. Это и плоский портрет города, и упрощённая биография. На этот раз форма явно одолела содержание, это утомляюще красивое кино, которое порой раздражает поверхностностью. Можно целую вечность любоваться полуголыми темами, но тогда лучше снимать модные показы или рекламу, а не обманывать зрителей.

Читайте также
«Последний ронин»: постапокалиптический вестерн с Юрием Колокольниковым
Рассказываем о том, каким получился дебютный полный метр клипмейкера и синефила Мак...
«Злая»: рецензия на мюзикл про ведьм страны Оз
Почему прогулка по дороге из жёлтого кирпича — хорошая идея.
Полёт в будущее: чем радует и чем разочаровывает сериал «Прометей»
Редкая для России многосерийная мистическая фантастика.
Рецензия на триллер «Безмолвное братство»: Молодой папа охотится за неонацистами
Крепкий полицейский триллер в духе «Схватки» Майкла Манна.
Рецензия на драму «Арман»: судный день в школьной преисподней
«Большая маленькая ложь» от внука Ингмара Бергмана.
Также рекомендуем
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Дух панка, хиппи и ленинградский перестроечный андеграунд.
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Дух панка, хиппи и ленинградский перестроечный андеграунд.

Последние новости

«Партенопа»: великая красота, великое проклятье
Новый опус Паоло Соррентино об Италии и женщинах.
Вышел трейлер мистического сериала «Охотники за призраком»
Первое мистическое приключение года стартует в Okko 17 января.
00:00