Парад нечисти. «Антология русского хоррора: Красный состав»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Антология русского хоррора: Красный состав»

На more.tv вышел первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора: Красный состав». Это амбициозный проект по экранизации пугающих произведений русских авторов-классиков. Получилось ли у отечественных и канадских постановщиков обновить классику, рассказывает Роман Волынский.

«Дочь крысолова»

Кадр из эпизода «Дочь крысолова»

«Красный состав» состоит из шести эпизодов, не превышающих 20-минутный хронометраж, — и такое ограничение по таймингу сыграло на руку антологии. Сезон открывает «Дочь крысолова», основанная на импрессионистическом рассказе Александра Грина «Крысолов». Режиссёры Джим Брайтон и Адам Джеффкоут фактурно переносят разруху послереволюционного Петербурга и добавляют хоть и стильные, но, в сущности, банальные элементы «чёрного кино»: главный герой, романтик с сигаретой в зубах, встречает красивую блондинку. Их заносит во дворец, где они видят, как крысы превращаются в монструозных существ, жаждущих скинуть людей с пьедестала мироздания. По случайности блондинка оказывается дочкой брутального крысолова, косплеящего Ван Хельсинга. С этого момента анимация теряет даже внешнюю связь с оригиналом и вступает на рельсы бодрого и прямолинейного боевика. Если главное достоинство рассказа Грина состоит в призрачности и галлюцинаторности происходящего, что взаправду нагоняет жути, то «Дочь крысолова» делает ставку на визуальный драйв.

«Семья вурдалака»

Кадр из эпизода «Семья вурдалака»

Сербия, 1777 год. Дипломат из Франции маркиз д’Юрфе останавливается в избушке местных крестьян, чтобы переждать суровую вьюгу. Легкомысленный герой замечает, что атмосфера в доме наэлектризована до предела: семья убеждена, что в любую минуту в лачугу ворвётся вурдалак, маскирующийся под любимого дедушку. Пижон д’Юрфе не верит в эти россказни и решает приударить за красавицей-славянкой (за две минуты беседы он успел пообещать ей красивую жизнь во Франции). Тогда как опасения семьи были не напрасны: дедушка постучался в дверь. «Семья вурдалака» — адаптация одноимённого рассказа Алексея Толстого. Постановщики убедительно переносят на экран атмосферу заснеженного готического хоррора и тонко работают с интонацией оригинала. Это единственная серия из антологии, которая одновременно щекочет нервы и веселит, в очередной раз показывая, что бездумные любовные приключения до добра не доводят.

«Можарово»

Кадр из эпизода «Можарово»

В недалёком будущем столицу от регионов отделяет огромная стена. Единственное, что их связывает, — гуманитарная программа «Поезд помощи», благодаря которой продукты и всё необходимое доезжают до маленьких городов. Молодой и амбициозный журналист садится на поезд, чтобы разоблачить коррупционную сеть, но по приезде в Можарово, он сталкивается с чем-то более страшным, чем «прогнившая система». Это экранизация рассказа Дмитрия Быкова (признан Минюстом РФ иноагентом) из тематического сборника «ЖД-рассказы», которая получилась скорее неудачной. Постановщики «Можарова» пытаются усидеть на двух стульях: выступают с социальной критикой в духе антиутопии «Сквозь снег» и, используя замкнутое пространство, стараются держать зрителя в постоянном напряжении. В итоге получилось несколько аляповатое зрелище, не работающее ни в одном из этих пластов. К слову, «Можарово» снято в технике ротоскопии — когда на реальных актёров накладывается анимация. Таким же образом, например, снята анимация «Помутнение» Линклейтера.

«Лесной царь»

Кадр из эпизода «Лесной царь»

В эпизоде постановщики перенесли действие из XVIII века в мир киберфутуризма и разыграли гётевский сюжет на материале VR-игры, которая порабощает умы и волю людей. По сюжету отец пытается спасти сына Алёшу, застрявшего в игре «Лесной царь». Это опасный вирус, который обещает игроку лёгкие деньги, быстрый социальный лифт, но на самом деле подчиняет душу игрока, а потом продаёт в даркнете. Экранизация стихотворения Василия Жуковского (которое является вольным переводом баллады Гёте) драматургически показалась самым банальным и скучным эпизодом. Про ужасы цифрового мира снято достаточно, чтобы начать бояться не самого мира будущего, а очередного произведения с такой топорной реализацией идеи. А также аниматоры упустили из виду главную фишку баллады — открытый финал. Но стоит отметить впечатляющую визуальную архитектуру VR-пространства, это выглядит намного любопытнее основного двумерного мира.

«Князь»

Кадр из эпизода «Князь»

Недалёкое будущее. После глобальной катастрофы Земля превратилась в сплошную пустыню, а технологическое развитие откатилось на уровень Средневековья. Банда витязей на конях занята мародёрством и убийством монстров. Их главарь, князь Олег, берёт в плен ведьму, но юный воитель не видит в ней инаковости — и сопереживает пленнице. Эта адаптация рассказа «Беспросветные» Дмитрия Тихонова выглядит как карнавальное торжество красочности и эклектики, в котором авторы скрестили древнерусскую лубочность с экспрессией «Безумного Макса: Дороги ярости». В итоге перед нами, пожалуй, самая пустая короткометражка в антологии, пускай и яркая. От китчевых образов быстро устаёшь, а на уровне сюжета анимация ничем не цепляет — просто повторить идею Миллера, как оказалось, совершенно недостаточно.

«Гробовщик»

Кадр из эпизода «Гробовщик»

Экранизация одноимённой повести Пушкина (из цикла «Повести Белкина») получилась самой удачной из серии — ёмкой, красивой, местами трогательной и даже пугающей. Молодой Адриан выбивается из могильщиков в собственники похоронного бизнеса. Но вдруг умирает его молодая жена, и печальный мужчина остаётся один с дочерьми-близняшками. Он переезжает в ремесленные ряды Москвы, где его приглашают на светский ужин, но Адриан предпочитает общество мёртвых. Анимация выполнена в технологии бумажного стоп-моушена: герои нарисованы мрачными и уязвимыми под стать общей готической атмосфере и томному закадровому голосу. Авторы эпизода Сергей Кибус и Мэттью Лайон сделали рассказ Пушкина ещё более пессимистичным. Если финал оригинала всё-таки обнадёживает и успокаивает, то в мультфильме авторы спекулятивно, но эффектно проговаривают, что в жизни неизбежно одно — смерть.

Читайте также
Берлинале-2023: фильм «Манодром» — мужское братство
Сусанна Альперина рассказывает подробнее о картине.
Берлинале-2023: фильм «Красное небо» Кристиана Петцольда — возможно, лучший фильм смотра
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Фильм «Марлоу»: грустный детектив в калифорнийском квартале
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Берлинале-2023: фильм «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой — юности честное зерцало
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
«Сын» Флориана Зеллера: каким получился наследник «Отца»
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга....
Берлинале-2023: «Прошлые жизни» — фильм, который довёл зрителей до слёз
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра
Также рекомендуем
Алексей Филиппов рассказывает про так называемые умные хорроры
По просьбе КИНОТВ Карина Назарова рассказывает, как жанр заставляет нас бояться.
Алексей Филиппов рассказывает про так называемые умные хорроры
По просьбе КИНОТВ Карина Назарова рассказывает, как жанр заставляет нас бояться.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00