«Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрительских симпатий, а также приз за лучшую режиссёрскую работу. О новом фильме болгарского дуэта Кристины Грозевой и Петара Вылчанова, которые на сей раз отошли от социальной проблематики и препарировали непростые семейные отношения, — в нашем материале.

Кадр из фильма «Отец», реж. Кристина Грозева и Петар Вылчанов, 2019 г.

Василь (Иван Савов) вместе с сыном Павлом (Иван Барнев) хоронят Валентину — почившую маму и жену. Во время похорон Василь неожиданно просит сына-фотографа сделать памятное фото Валентины в гробу. Павел отказывается, между отцом и сыном растёт напряжение, фотографии всё-таки появятся на устройстве сына, но позже будут стыдливо удалены. Причины странного поведения отца раскрываются в следующем эпизоде: оказывается, Василь пытается установить контакт с духом покойной жены, поскольку уверен, что та отправляет ему знаки с того света.

Победивший на кинофестивале в Карловых Варах этого года «Отец» с первых минут пускается во все тяжкие абсурдизма. Грозева и Вылчанов на этом собаку съели: делая «Урок», вдохновлялись реальной историей ограбления — абсурдным эпизодом пугающей действительности; два года спустя в трагикомедии «Слава» болгары продолжили иронично подмечать особенности национального менталитета. В новом фильме повествование, с одной стороны, строится на абсурдных, спонтанных ситуациях, с другой стороны — на диаметрально противоположных образах мышления и разнице поколений. Если Василь, отец семейства — продукт социального реализма, верящий во все возможные сверхъестественные явления эпохи Кашпировского, то его сын Павел, работающий на телевидении и пребывающий под некоторым давлением жены, — воплощение современного прагматизма.


 По сути перед нами история про отношения между детьми и родителями, в которых, кажется, никогда не было ни теплоты, ни тем более даже намёка на доверие. С развитием действия мы наблюдаем, что Павел толком не делится с отцом событиями из своей жизни: ему звонят с работы и пилят насчёт проблем, обнаружившихся в его отсутствие; ему постоянно названивает жена (как позднее выяснится, беременная), а он принимает решение врать и обманывать её. Знакомые обстоятельства очевидным образом приближают зрителя к происходящему: образы, которые воплощают на экране Иван Барнев и Иван Савов, могут быть без проблем перенесены в любую страну и останутся такими же близкими и знакомыми. К слову, оба актёра уже работали с болгарским режиссёрским тандемом: Барнев был мужем главной героини в «Уроке» (занятно, что голос Маргиты Гошевой, исполнявшей эту роль, мы слышим и здесь: в «Отце» она играет жену Павла); Савов также играл в обоих полнометражных фильмах Грозевой и Вылчанова.

Местами в картине прослеживается влияние «румынской новой волны»: камера подвижна, изображение реалистично, восприятие так и норовит влепить штамп «социальное моралите». Но хоть болгары и используют в ленте некоторые фишки соседей, всё же они остаются верны себе и сохраняют самобытность, продолжая работать на поле социального кино, исследуя, каким образом через юмор и натурализм обратить внимание зрителя на собственные потаённые уголки. Если «Урок» и «Слава», предыдущие работы болгарского дуэта, — фильмы из трилогии, вдохновлённой сенсационно-абсурдными событиями из реальности, то «Отец» — это самостоятельное, более камерное произведение.

Читайте также
Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
«Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
«Капкан» — новый хоррор от автора «Пираний»
В российском прокате тихо существует новая картина Александра Ажи («Пираньи 3D», «Девятая жизнь Луи Дракса») «Капкан» — странноватый хоррор, прослав...
«Свет моей жизни» Кейси Аффлека: будущее без женщин
В российском прокате хит «Санденса» и Берлинского кинофестиваля, второй (или даже полуторный) фильм обладателя актёрского «Оскара» Кейси...
За и против: «Бык» Бориса Акопова, часть II
В российский прокат выходит «Бык» Бориса Акопова — кажется, самый противоречивый русский фильм года. Его награждают главными призами на&n...
«Жертвоприношение» на КИНОТВ. Алексей Васильев о последнем фильме Андрея Тарковского
28 августа в 23:00 КИНОТВ покажет отреставрированную версию последнего фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Сразу после сеанса — специальн...
Также рекомендуем
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Не самые очевидные клаустрофобные трилллеры
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Не самые очевидные клаустрофобные трилллеры

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
Тэрон Эджертон надеется на продолжение франшизы Kingsman
Ранее глава 20th Century Studios заявил, что планов на это нет.
Состоялся цифровой релиз драмы «Фримонт. Американская мечта»
С Джереми Алленом Уайтом в одной из главных ролей.
00:00