Далёкие острова и сплочённые общины: что смотреть на фестивале «Послание к человеку»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Свет падет вертикально». Gris Medio, Kaboga Art & Film

С 20 по 28 октября в Санкт-Петербурге пройдёт 33-й международный кинофестиваль «Послание к человеку», который порадует поклонников документального, игрового, анимационного и документального кино. В этом году показы пройдут в киноцентре «Дом Кино», киностудии «Лендок», в кинотеатрах «Аврора», «Родина», «Великан Парк», в «Доме Радио», а также в «Порядке слов». Максим Ершов изучил крайне насыщенную программу фестиваля и выбрал 10 любопытных фильмов из разных секций.

«Замок», реж. Мартин Бенчимоль, 2023, Аргентина, Франция (Международный конкурс: Документальное кино)

Кадр из фильма «Замок». Gema Film

В аргентинской пампе (регионе плодородных равнин) среди деревьев притаился замок внушительных размеров. После смерти богатой хозяйки здание отошло экономке Юстине. Но перед смертью предыдущая владелица попросила пожилую женщину ни в коем случае не продавать замок. Выходит, что теперь у Юстины собственность, но она не до конца ей владеет. В замке двенадцать комнат и шесть ванных. Вместе с Юстиной здесь живёт её юная дочь Алексия, мечтающая о карьере гонщицы. Девушка не расстаётся с мобильным телефоном и хочет поскорее сбежать в Буэнос-Айрес. Юстина всё никак не может встретиться с приятелем.

«Замок» — полнометражный режиссёрский дебют аргентинца Мартина Бенчимоля. Премьера картины состоялась в программе «Панорама» на Берлинском фестивале, а затем фильм показывали на киносмотре в Сан-Себастьяне. Стоит заметить, что «Замок» — гибридное кино, не в чистом виде документальное: по просьбе режиссёра Юстина и Алексия разыгрывают сцены из собственной жизни. А началось всё с забавного случая: снимая предыдущий фильм, Бенчимоль случайно обнаружил замок среди деревьев, постучался, увидел Юстину и позвал хозяйку, не поверив, что перед ним уже стоит владелица жилища. Медитативный «Замок» затрагивает множество любопытных тем, в том числе и колониальную. Представительнице коренного населения Юстине буквально достаётся в наследство от белой хозяйки огромное здание, но очень быстро подарок превращается в обузу, ведь крыша течёт, мебель постепенно ломается, на какие шиши делать ремонт, непонятно. Кроме того, автор с любопытством наблюдает за динамикой отношений женщин двух поколений, которые не очень-то стараются найти общий язык.


«Географии одиночества», реж. Жаклин Миллс, 2022, Канада (Международный конкурс: Документальное кино)

Кадр из фильма «Географии одиночества». «Послание к человеку»

Впервые Зои Лукас попала на остров Сейбл — небольшой клочок земли в северной части Атлантики, в 180 км от канадской провинции Новая Шотландия — в 1971 году. Тогда девушка хотела посмотреть на местных диких лошадей, а в итоге влюбилась в природу удивительного места и осталась там. Более 40 лет Лукас постоянно живёт на острове Сейбл. Натуралистка, учёная и эколог ведёт учёт лошадей и отмечает особенности каждой особи, собирает прибивающийся к берегу пластик, открывает новые виды насекомых и растительности, а также читает лекции, проводит экскурсии по острову, стараясь сохранить его.

Премьера полнометражного дебюта канадской документалистки Жаклин Миллс состоялась в программе «Форум» прошлогоднего Берлинале, где картина удостоилась приза экуменического жюри, приза Европейской конфедерации художественного кино и премии Caligari за инновации в Программе молодого кино. В течение полутора лет картина путешествует по фестивалям, удостаиваясь всё новых наград. Документалистка много снимала на плёнку, а также расставила по острову Сейбл сверхчувствительные микрофоны, чтобы максимально передать магию неповторимой природы. У Миллс получился удивительно красивый и чуткий фильм. С одной стороны, это история невероятной жизни учёной-отшельницы, которая так увлекалась работой и сохранением дорогого сердцу острова Сейбл, что забыла обо всём на свете. С другой, это летопись места, которым правят дикие лошади и морские котики, правда, загрязняя океан пластиком, человек рискует раз и навсегда испортить чудо природы.


«Бэкграунд», реж. Халед Абдулвахед, 2023, Германия (Международный конкурс: Документальное кино)

Кадр из фильма «Бэкграунд». pong film

Отец и сын разделены войной в Сирии. Сын Халед получил убежище и живёт в Лейпциге, отец остался в Алеппо. По вечерам родственники общаются по телефону. Отец вспоминает, как в 1956 году отправился учиться на инженера в Дрезден. Сын рассматривает старые фотографии, сканирует их, оцифровывает изображения и помещает вырезанную фигурку папы на различный фон, в том числе и на соседние с домом документалиста улицы. Получается почти что кукольный театр. За окном многоэтажки у Халеда то ночная тьма, то дождь, то снег. Сын не может обнять отца, но пытается сократить расстояние между ними.

Халед Абдулвахед — художник, фотограф, видеоартист, кинематографист, который живёт и работает в Лейпциге. Его дебютный фильм, снятый вместе с Амелем Альзакутом, участвовал в программе «Форум» Берлинале. «Бэкграунд», первый самостоятельный проект автора, победил на прошлогоднем фестивале FIDMarseille. На самом деле между отцом и сыном нет диалога, фактически это разрозненные монологи, которые с помощью монтажа дополняют друг друга. Выходит достроенная реальность, как и в случае с помещением вырезанной фигурки отца в различные обстоятельства. Режиссёр отталкивается от того, что сам сейчас находится в Германии, а когда-то здесь же был папа. У слова «бэкграунд» много значений, и все подходят фильму. Это и прошлое, и фон. Общее прошлое родственников, современный фон, который не позволяет им увидеться. А ещё прошлое отца и фон фотографий. Папа постановщика путешествовал по Европе. На одной из фотографий видно здание Главного штаба в Ленинграде. Халед вспоминает, как папа рассказывал, что Эрмитаж — самый большой музей в мире.


«Свет падает вертикально», реж. Эфтимья Зимврагаки, 2022, Испания, Германия, Италия, Нидерланды (Международный конкурс: Документальное кино)

Кадр из фильма «Свет падет вертикально». Gris Medio, Kaboga Art & Film

Неожиданно режиссёру Эфтимье Зимврагаки пишет незнакомый человек, который подписывается как Эрнесто и предлагает снять о нём фильм. Заинтригованная документалистка отправляется на Канарские острова и знакомится с мужчиной средних лет, в котором скрыты две личности. Эрнесто прекрасно знает о своей болезни. Иногда в нём просыпается демон, жестокий абьюзер, которого сам мужчина называет Хуаном. У Эрнесто было непростое детство. В раннем возрасте ему пришлось защищать мать от нападок бешеного отца. Режиссёр Эфтимья приближается к своему герою и следит за тем, как он пытается победить тёмную сторону и, может быть, построить нормальные здоровые отношения с женщиной, которую любит.

Первый полнометражный фильм Эфтимьи Зимврагаки впервые был показан на прошлогоднем фестивале документального кино IDFA в Амстердаме. Знакомясь и узнавая Эрнесто ближе, режиссёр вспоминает собственное детство, непростые отношения с отцом и регулярный психологический абьюз, из-за которого в подростковом возрасте она сбежала из дома. Это история о передающемся из поколения в поколение насилии или даже неотпускающей памяти о травматичном прошлом. Пережитый в детстве абьюз, пусть и в разных формах, словно призрак, преследует Эрнесто и Эфтимью и во взрослом возрасте.


«Предлагаемые обстоятельства», реж. Никита Ефимов, 2023, Россия (Национальный конкурс)

Кадр из фильма «Предлагаемые обстоятельства». «Послание к человеку»

После смерти руководившей театром «Современник» почти полвека и пользовавшейся огромным авторитетом среди артистов Галины Волчек 4 января 2020 года возглавлять труппу назначают Виктора Рыжакова. На первой же встрече с новым художественным руководителем о своём уходе из театра объявляет Сергей Гармаш. В качестве дебютного спектакля в новом статусе Рыжаков выбирает «Собрание сочинений» по тексту Евгения Гришковца. В постановке участвуют Марина Неёлова, Никита Ефремов, Светлана Иванова и Сергей Новосад. Репетиции проходят не очень удачно, работа не клеится, а тут ещё очень не вовремя начинается пандемия коронавируса.

Никита Ефимов — выпускник филологического факультета Псковского государственного университета и Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Предыдущая картина режиссёра — изобретательная комедия «Начальник отряда» — участвовала в «Артдокфесте». Документалист проводит напрашивающиеся параллели между реальной жизнью и спектаклем, который репетируют актёры. «Собрание сочинений» рассказывает о разваливающейся семье, по схожему сценарию развиваются будни «Современника». Труппа с неохотой принимает Рыжакова, не всегда понимает его решения, нет человеческого контакта. «Предложенные обстоятельства» интересны как история появления босса на новом месте, в котором годами складывались свои порядки и традиции. Напряжение сложившейся ситуации умножается кратно, поскольку речь идёт о театре, о творческой среде эгоцентриков, которые не привыкли у кого-то идти на поводу. Картина Ефимова — редкая возможность увидеть, как из конфликтной ситуации рождается спектакль.


«Голые сады», реж. Патрик Бреснан, Иветте Лукас, 2022, США (специальный показ)

Кадр из фильма «Голые сады». CNC/Tribeca

Во Флориде расположен семейный нудистский курорт. Отдыхающие здесь обитают в коттеджах и трейлерах и стараются чувствовать себя как дома. Курорт служит убежищем для общины нудистов, которые оставили прежнюю жизнь позади, поселились среди единомышленников и договорились относиться друг к другу без осуждения. Пожилой администратор Морли обеспечивает обитателей курорта всем необходимым. Помогает рукастый семьянин Джереми. Поселенцы готовятся отмечать Рождество и Новый год, обсуждают затраты на праздник, а параллельно пытаются забыть психологические травмы, потери и жить дальше.

Короткометражные работы Патрика Бреснана и Иветте Лукас участвовали в фестивалях в Каннах, Берлине и Локарно. Полнометражный дебют пары документалистов «Пахоки» был показан на «Сандэнсе». Премьера «Голых садов» состоялась на прошлогоднем фестивале Tribeca в Нью-Йорке. Бреснан и Лукас наследуют творческому методу Фредерика Уайзмана и отстранённо наблюдают за буднями небольших сообществ, не вмешиваясь в их привычный уклад. В «Голых садах» режиссёры следят за поселенцами, которые на самом деле верят, что при должных самоотдаче и усилиях могут построить совершенный социум и стать лучше. Фактически нудисты отменяют общепринятое понятие государства и строят мир по собственным законам, в основе которых доброта, гуманизм и эмпатия.


«Книга решений», реж. Мишель Гондри, 2023, Франция (фильм открытия, программа «Кино сверхреальности»)

Кадр из фильма «Книга решений». Partizan Films

Режиссёр Марк Беккер (Пьер Нинэ) снимает, как он считает, гениальный фильм. Увидев черновую сборку, продюсеры в ужасе. Им не удалось разглядеть даже намёков на внятную историю. Боясь, что продюсеры отнимут фильм, Марк вместе с верной командой единомышленников забирает все материалы и спешно уезжает из Парижа в загородный дом к тёте Дениз (Франсуаза Лебрун) в Окситанию. У Марка биполярное расстройство, поэтому он постоянно мечется от одного творческого решения к другому. То он хочет монтировать фильм от последней сцены к первой, то хочет сделать кинопалиндром, в середине которого будет мультфильм о лисе. Марк не может ни на чём сосредоточиться. Монтажёр Шарлотта (Бланш Гарден) неспособна даже заставить постановщика посмотреть первую версию картины. Производство превращается в забавный хаос.

Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума» и «Пена дней») не снимал полнометражных фильмов восемь лет. Премьера автобиографической комедии состоялась в программе «Двухнедельник кинематографистов» Каннского фестиваля. На первый взгляд может показаться, что французский автор снимает очередную картину о режиссёре-самодуре, капризном, оторванном от реальности, слишком погружённом в бесконечный поток своих мыслей, более легковесную версию «8 с половиной». Но фильм Гондри отличает самоироничная интонация, да и фантазия не подводит. «Книгу решений» очень интересно смотреть даже в контексте маленьких режиссёрских находок. Это удивительный бурлящий фонтан идей. В российский прокат фильм выйдет 16 ноября.


«Магнитные поля», реж. Йоргос Гусис, 2021, Греция (программа «Новые голоса»)

Кадр из фильма «Магнитные поля». MiniFILMS, Naked Eye Production

Елена (Елена Топалиду) и Антонис (Антонис Циоциопулос) независимо друг от друга отправляются на остров Кефалония. Она, танцовщица с мужем и сыном, устала от серой жизни и убежала куда глаза глядят. Он отправляется в путь с небольшой металлической коробкой с останками тёти, которая хотела, чтобы её похоронили в родном городе. У Антониса ломается машина. Елена предлагает помощь — всё равно делать нечего, а вдвоём всяко веселее. Так два одиночества колесят по красивому зимнему острову в поисках подходящего места для захоронения.

Йоргос Гусис — известный комиксист, многие графические романы которого стали бестселлерами не только в Греции. «Магнитные поля» — полнометражный дебют режиссёра, который был снят менее чем за 10 дней. Премьера картины состоялась на фестивале в Салониках в 2021 году. «Магнитные поля» удостоились пяти наград Греческой киноакадемии, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Абсурдное, но очень душевное роуд-муви напоминает и ранние фильмы Вима Вендерса (например, «С течением времени»), и недавнее «Купе номер 6» Юхо Куосманена. Фильм снят на камеру MiniDV. Точно в таком же формате цифровой видеозаписи частично снята драма «Солнце моё» Шарлотты Уэллс. Полнометражный документальный дебют Гусиса — «Армрестлер» — участвует в международном конкурсе «Послания к человеку».


«Дева», реж. Грэм Фой, 2022, Канада (программа «Новые голоса»)

Кадр из фильма «Дева». F F Films Inc., MDFF

Окраины Калгари. Два друга-скейтбордиста Кайл (Джексон Слюйтер) и Колтон (Марсель Хименес) весело проводят лето за ничегонеделанием. Подростки катаются по индустриальным районам, рисуют граффити под мостом, тусят на берегу реки, гуляют по лесу. Но однажды случается трагедия — Кайл исчезает неподалёку от железнодорожных путей. Колтон тяжело переживает потерю друга. А примерно в это же время пропадает скромная школьница Уитни (Хэйли Несс).

Полнометражный дебют канадского режиссёра Грэма Фоя сначала показали в прошлом году на фестивале в Венеции в программе «Дни авторов», а потом в Торонто. Фой сам рос в Калгари, так что делает кино о местах, которые прекрасно знает. Неторопливый созерцательный фильм об утрате и просто подростковых буднях снят на 16-миллиметровую плёнку. Картина привлекает своей недосказанностью и непредсказуемостью. Автор не даёт никаких определённых ответов и предлагает зрителям самим достроить историю, возможно, даже мистическую.


«Тебе никто не смотрит в глаза», реж. Йессе Ялонен, 2023, Финляндия (программа «Новые голоса»)

Кадр из фильма «Тебе никто не смотрит в глаза». «Послание к человеку»

В нашем мире обитают невидимки — особая группа людей, которых можно увидеть или услышать только через камеры смартфонов или очки и шлемы VR. Подобное явление называется синдромом Луи Лепренса. В фильме рассказываются истории двух людей. Туомас (Артту Тимлин) работает в энергетической компании и занимается обзвоном клиентов, а ещё он один воспитывает дочку школьного возраста Уну (Кимийя Эскандари). И только девочка видит его. 25-летняя Нинни (Ида-Мария Олва) готовится впервые вживую встретиться с бойфрендом Акселем (Йонас Ротландер), с которым они долго общались по скайпу и переписывались по электронной почте. Правда, мобильные телефоны и веб-камеры остаются важным элементом их коммуникации, даже когда пара физически рядом.

«Тебе никто не смотрит в глаза» — полнометражный дебют финского постановщика Йессе Ялонена. Фильм стал его выпускным проектом для получения степени магистра режиссуры в киношколе ELO университета Аалто в Хельсинки. Премьера картины состоялась на прошлогоднем Роттердамском фестивале. Фильм полностью снят на старенький телефон Nokia C5, под такими необычными ракурсами и зачастую на общих планах, что складывается впечатление, будто зрители подглядывают за персонажами. «Тебе никто не смотрит в глаза» — любопытная поэтическая фантазия о тотальном одиночестве в современном мире и необходимости контакта с другими.

Читайте также
Фэнтези с Мескалом, драма с Мортенсеном и ещё 5 фильмов 61-го кинофестиваля в Нью-Йорке
Главные картины фестиваля, выхода которых стоит ждать.
Пять фильмов фестиваля «Маяк»
От ромкома до панк-драмы о родительстве и якутского триллера про отцов и детей.
Вим Вендерс, Мануэл ди Оливейра и Илья Поволоцкий: Гид по фестивалю «КАРО.Арт»
Рассказываем о разовых показах шедевров мирового кино.
Лучшие сериалы про адвокатов и юристов
Суды, перестрелки, супергерои.
Сериалы сентября-23: гид Татьяны Алёшичевой
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Также рекомендуем
Фестиваль «Послание к человеку» славен не только прекрасными документальными, анимационными и ...
Кадр из фильма «Внутри»/Программа «IN SILICO» В Петербурге стартует международный фестиваль «Посла...
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».
Фестиваль «Послание к человеку» славен не только прекрасными документальными, анимационными и ...
Кадр из фильма «Внутри»/Программа «IN SILICO» В Петербурге стартует международный фестиваль «Посла...
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00