
Никогда не поздно пробовать новое, подумала британская актриса Кристин Скотт Томас с сотней ролей в портфолио и дебютировала в режиссуре. Её семейная мелодрама «Она сказала “Да!”» выходит в российский прокат 21 августа. И это то самое кино, ради которого можно собраться большой женской компанией, чтобы под бокал спиртного вспомнить бывших, обсудить чужих женихов и проводить последние летние деньки. Подробнее о фильме рассказывает Вадим Богданов.
У трёх сестёр, давно не видевших друг друга, появляется веский повод собраться за одним праздничным столом: их мама (Кристин Скотт Томас) в третий раз выходит замуж. Первые два мужа были военными пилотами (у женщины определённо есть типаж), и они оба погибли при исполнении, когда девочки были ещё совсем маленькие и мало чего понимали в жизни. Только старшая Кэтрин (Скарлетт Йоханссон) смутно помнит, как её нянчил папа и как с ней пытался подружиться отчим. Но это не мешает ей идеализировать отца и, возможно, неосознанно ему подражать: сейчас Кэтрин — капитан ВМС, которая тоже дистанцируется от семьи и не может выстроить свою личную жизнь.
Средняя сестра Виктория (Сиенна Миллер) ― известная актриса, снимающаяся в больших франшизах. Она привыкла купаться в лучах славы и всеобщем внимании, общительная, открытая и яркая. Как и Кэтрин, Виктория тоже мать-одиночка: вероятно, режиссёр пытается выстроить некую фрейдистскую параллель за счёт отсутствия фигуры отца и сложностей в поиске подходящего партнёра — впрочем, эта тема так и не развивается. А вот у младшей сестры Джорджии (Эмили Бичем), работающей медсестрой, есть и дети, и муж, но такой, что лучше бы и не было: уже в первой сцене Джорджия плачет, подозревая супруга в измене, и даже нанимает частного детектива, чтобы тот развесил по дому камеры.

Читайте также: Рецензия на романтический мюзикл «Рецепт счастья»
В целом с мужчинами в режиссёрском дебюте Кристин Скотт Томас беда: те, кто не умер до начала фильма, — либо извращенцы, либо дураки, либо попросту бесхарактерные. Но, с другой стороны, это кино совсем не про мужчин. Перед нами исключительно женская история, которая будет явно ближе и понятнее как раз таки женской аудитории: выслушать, выговориться, поплакать да посмеяться ― трио грамотно подобранных актрис покажет, как это правильно сделать.
Кристин Скотт Томас знаем и любим в первую очередь по «Английскому пациенту», также у неё запоминающиеся партии в «Медленных лошадях» и «Тёмных временах» (и там и там от неё достаётся героям Гари Олдмана). У неё множество знаковых ролей в театральных постановках, например, бродвейскую «Чайку» с её участием называли лучшей постановкой Чехова за последние 20 лет, а чеховские «Три сестры» послужили явным источником вдохновения для её режиссёрского дебюта. Одним из первых больших хитов в карьере Томас был ромком «Четыре свадьбы и одни похороны», в британской традиции которого снят и фильм «Она сказала “Да!”»: здесь тоже шумный актёрский ансамбль попадает в неловкие ситуации посреди подготовки к свадьбе на фоне живописного английского загорода. Однако едва ли кто-то из гостей вам здесь запомнится: все персонажи, кроме главных героинь, скорее статисты, чем полноценные участники истории.

Читайте также: Как женщины-режиссёры выстраивают идентичность на экране
В плане сценария дебют у Кристин Скотт Томас несвязный и поверхностный. Родственные связи героев приходится додумывать самому: в начале фильма, когда сёстры наконец встречаются, к ним подходят их дети и целуют каждую из них. Где чей сын ― понять практически невозможно (особенно когда детей играет расово разнообразный актёрский состав). Та же ситуация с новым избранником матери, которого сыграл театральный актёр Джеймс Флит: если бы не свадебный костюм, его пение на французском и попытки девочек постоянно подшутить над его фамилией (Лавглав), персонаж так и остался бы в тени. Лишь ближе к концу Джеффу дают немного высказаться за общим столом, однако его речь едва ли получится назвать запоминающейся. Кроме того, глубже понять взаимоотношения некоторых героев в российской версии фильма значительно труднее: из-за законодательства прокатчикам пришлось как можно безопаснее отдалить от событий фильма героиню Фриды Пинто.
В этой истории нет ни намёка на интригу или на то, что хоть что-нибудь может пойти не так. Все приехали на свадьбу без приключений, подготовка идёт без форс-мажоров, невеста не планирует сбежать, торт никто не уронил, и драться никто тоже не полез. Единственный элемент драмы, которую отыгрывает в этом кино Кристин Скотт Томас, ― daddy issues. Все три дочки слепо идеализируют своих мёртвых отцов, хотя толком никто из героинь их даже не знал. Закономерно, что такая слепая идеализация пагубно сказывается на личной жизни девочек. Кэтрин боится брака, Виктория прячет все свои переживания за скорлупой вечно улыбающейся суперзвезды, а Джорджия просто не знает, как должен выглядеть и вести себя порядочный мужчина, поэтому и вышла за кого попало, не раз за это поплатившись. В финале героиня Кристин Скотт Томас делает то, что, вероятно, сама ждала от собственной матери, но так и не дождалась: снимает с дочерей розовые очки фразой «Да через год-два я бы и так от них ушла».

То, что для режиссёра это кино носит терапевтический эффект, становится ясно сразу, как на экране материализуются детские воспоминания Кэтрин об отце. Они оформлены старомодной угольной анимацией, и это, пожалуй, единственное режиссёрское решение, которое хоть как-то выделяет фильм из общего потока. Акцент на этих воспоминаниях сделан неспроста: очевидно, что режиссёр вложила свои детские переживания именно в героиню Йоханссон. Кристин Скотт Томас ещё не исполнилось и 12 лет, как она уже потеряла отца и отчима, которые были военными пилотами. Видно, что это событие на неё сильно повлияло и не отпускает по сей день. Но, возможно, создание фильма на столь близкую, болезненную тему помогло актрисе наконец-то проработать детскую травму и отпустить тот груз, что полвека давил на сердце. И пусть «Она сказала “Да!”» — не самый впечатляющий дебют, но сам факт его существования вполне может оказать благоприятный и даже стимулирующий эффект на дальнейшую режиссёрскую карьеру Кристин Скотт Томас.
Но, как бы цинично это ни звучало, с тех пор прошло более полувека. Если за эти годы человек так и не проработал свою травму, то кино тут уже вряд ли поможет.