«В Соединённых Штатах насчитывается 40 000 неопознанных мертвецов, и половина из них — женщины», — эта мысль не даёт покоя создателям трагически закрытого, поэтичного сериала «ОА» Брит Марлинг и Залу Батманглиджу. Спустя четыре года они возвращаются с амбициозным детективом «Убийство на краю света», который устойчиво встаёт на почву лучших образцов жанра, чтобы поддеть эту опору, выдернуть её из-под ног зрителя и показать: мы до самого финала не будем иметь понятия, что здесь происходит и чем всё это обернётся.
После удивительного сай-фая «Другая Земля» о женщине, которая ждёт переезда на копию нашей планеты, триллера о лидере культа «Звук моего голоса» и драмы «ОА», которая включает в себя перерождение, исцеление от слепоты, жизнь в семье постсоветского олигарха и поразительное высказывание об экологии и человеческой связи, шоураннеры неожиданно приходят к традиционной форме детектива, который внимательно обращается к каждому из классических тропов в надежде найти в нём нечто новое.
Одно из главных достоинств «Убийства на краю света» — его повествовательная сила, поскольку в сюжете разворачиваются одновременно два интригующих расследования. Эмма Коррин меняет костюм элегантной принцессы Дианы из «Короны» и оборачивается угловатым детективом-любительницей и по совместительству хакером Дарби Харт. Одно из расследований является воспоминанием Дарби, описанным в её детективном романе Silver Doe о пропавших женщинах, которых связывает один и тот же характер смертей. Сыщица и дочь коронера объединяется с парнем из интернета, таким же обеспокоенным энтузиастом Биллом (очередная отличная работа Харриса Дикинсона, у которого лучшие роли ещё впереди). Вместе они колесят по Америке, преследуя предполагаемого маньяка, и это захватывающее дело сближает и полностью меняет обоих, прежде чем они расстанутся так же внезапно, как сошлись.
Спустя годы по удивительному стечению обстоятельств Дарби обнаруживает себя на борту частного лайнера в компании IT-элиты: каждый из них получил приглашение на ретрит от загадочного миллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн) и его жены, легенды мира хакеров Ли Андерсон (Брит Марлинг). Собравшись в гостиной особняка на заснеженной пустоши в Исландии, Дарби снова встречает Билла. Однако, прежде чем им удаётся наладить утерянную связь, в ледяной цитадели Ронсона происходит убийство.
Шоу, наполненное предчувствием тревожных перемен, связанных с новыми технологиями и альтернативным интеллектом, с трудом добралось до экранов, в том числе потому, что его выход задержала голливудская забастовка SAG-AFTRA и WGA, профсоюзов, которых проникновение искусственного интеллекта в творчество напугало достаточно, чтобы они решили перекрыть кислород всей индустрии и затормозить неизбежное. «Убийство на краю света» помещает Дарби в классическую завязку детективов Агаты Кристи, когда в запертой комнате особняка происходит убийство и все его эклектичные обитатели оказываются изолированы, попадая под подозрение.
Однако героиня этого сериала находится в обществе не только потенциальных убийц, но и той части элиты, которая делает ставку на концепцию технологически развитого будущего в духе «Чёрного зеркала» и собирается вместе, чтобы обсудить, каким может быть новый мир, который предстоит спасти от экологической катастрофы.
Ключевое качество добросовестного детектива — последовательность и желание авторов пригласить зрителя составить компанию сыщику в разгадке тайны. В «Убийстве на краю света» никто не безучастен: Дарби и Билл знакомятся благодаря интернету и разыскивают маньяка с помощью тысяч незнакомцев, объединённых идеей коллективной вовлечённости, миссией восстановить справедливость, у которой, как известно, нет срока давности. Столкнувшись с новым расследованием, Дарби оказывается один на один с загадкой убийства. Она не скрывает блистательные догадки, чтобы бросить их в лицо зрителям в финале, но в её распоряжении — только внутренние технологии особняка подозрительного миллиардера и его измученной, некогда восхитительной жены и искусственный интеллект Рэй, который, кажется, человечнее, чем все в этом доме.
Принципиально важной идеей сериала является образ самой смерти: как правило, это кровавая, но эстетичная сцена с мёртвой женщиной, которая одним своим видом предлагает сыщику присоединиться к разгадке тайны её убийства. Для Марлинг и Батманглиджа важно отказаться от намёка на эксплуатейшн, их шоу — всё ещё о человеческих связях и эмпатии.
Если Эркюль Пуаро, оказавшись запертым в одной гостиной с мерзавцами, был сосредоточен на их мотивах и личностях подозреваемых, Дарби идёт от противного — её беспокоит только жертва. Это запускает новую загадку: как много ты знаешь о человеке, который казался предельно честным с тобой? Каждый знал жертву немного иначе, и, лишь складывая пазл воедино, можно понять, насколько глубокой и цельной была картина личности не только того, кто был убит, но и всех вокруг.
Именно эмпатия загоняет Дарби в угол и подрывает доверие к себе. Сыщица должна снова и снова доказывать свою компетентность в глазах свидетелей и потенциальных подозреваемых по двум причинам: 1) она умная, но юная девица; 2) которая позволила себе показать, что убийство стало для неё потрясением. Постояльцы согласны отвечать на её вопросы, лишь когда рядом с Дарби оказывается Энди. Он дублирует её вопросы, и можно увидеть, как слова героини приобретают вес прямо в воздухе, вылетая изо рта мужчины. Пренебрежение к женщинам — ещё один слой, который добавляет объёма этой истории через расследование серийных убийств неопознанных Джейн Доу и образы хакера-революционерки Ли Андерсон, которая угодила в клетку, а также первой женщины на Луне, которая попала в зависимость от IT-магната. Технологии в этом смысле становятся для них не столько дополнительной угрозой, сколько самым верным другом.
«Убийство на краю света» — определённо лучшее, что могло случиться с ценителями детективного жанра этой зимой за неимением триквела «Достать ножи».
Называть этот сериал вторичным по отношению к канонам жанра так же бессмысленно, как ставить это в упрёк Райану Джонсону. И всё же рассматривать этот мрачный триллер всего лишь как загадку, пусть и в атмосфере кибернуара, было бы слишком поверхностно.
От тревожно глубоко проникающего женоненавистничества до удивительного переплетения человеческих судеб, попыток осознать степень интеграции технологий в наш мир и фетишизации ресурсов власти — всё это превращает уютную и умную мистерию убийства в эффектный и тревожно-убаюкивающий скандинавский нуар с яркими героями, которому удаётся избегать клише, но с удивительной искренностью и прямолинейностью переосмыслить классику.
Иногда это шоу, превосходно снятое и включающее в себя саундтрек Partita For 8 Voices, который невозможно забыть, если вы видели «Тьму», проседает, позволяя себе остановиться, чтобы прочувствовать драму происходящего, подумать, не являются ли технологические поиски Энди Ронсона чем-то более зловещим, чем попыткой спасти мир, полюбоваться на эффектные символы шокирующего богатства. Однако это тот редкий сериал, который мастерски вызывает зуд неудовлетворённого любопытства с первых минут эталонного пилота: он либо пообещает зрителям самое захватывающее зрелище этой зимой, либо заставит возненавидеть его. Как бы то ни было, к тому моменту, как Райан Джонсон подкинет эксцентрику Бенуа Бланку новую загадку, у хакера-детектива-любительницы Дарби Харт может появиться свой собственный мир и новая интригующая головоломка.