В российский прокат выходит новый фильм Франсуа Озона «Моё преступление», ставящий точку в трилогии легковесных, но пронзительных комедий французского режиссёра, посвящённых сильным женщинам, не пасующим перед жизненными трудностями. Театрализованная картина, основанная на одноимённой пьесе 1934 года, бросает критический взгляд на прошлое и дерзко сопоставляет его с сегодняшними реалиями. В «Моём преступлении» Озон через историю молодой актрисы, подозреваемой в убийстве влиятельного продюсера, обращается к движению MeToo и дискриминации женщин в киноиндустрии, подчёркивая, что спустя почти девяносто лет мало что изменилось. Режиссёр элегантно вписал провокационный сюжет в водевильную концепцию, благодаря чему «Моё преступление» смотрится на одном дыхании и при этом заставляет задуматься. Рассказываем, каким получилось новое кино автора «8 женщин» — тоже с неподражаемой Изабель Юппер.
Действие разворачивается в 1930-х годах в Париже. Молодая актриса Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) мечтает стать театральной звездой и верит, что однажды так и будет. Вот только закулисная реальность оказывается невыносимой: известный продюсер Пистоль (Франк де ла Персонн) может гарантировать девушке хорошую роль в громкой постановке, если артистка согласится с ним спать. Мадлен отказывается от унизительного предложения и хочет уйти, но мужчина силой пытается её удержать и склонить к сексу. Актрисе чудом удаётся вырваться и сбежать. О домогательствах она расскажет подруге-адвокату Полин (Ребекка Мардер), с которой они едва сводят концы с концами в скромно обставленной квартирке. Некоторое время спустя выясняется, что Пистоля застрелили, и главной подозреваемой становится очаровательная Мадлен. Впрочем, девушка и не отрицает вину — вместе с Полин они разрабатывают хитрый план, гарантирующий оправдательный приговор в суде. Всё идёт как по маслу: избежавшая наказания актриса прославилась на весь Париж и теперь хватает звёзды с неба, но её успех будет длиться до тех пор, пока не объявится настоящая убийца — легенда немого кино Одетт Шометт (Изабель Юппер).
Последние пять лет в кино наблюдается устойчивый тренд на проекты эпохи MeToo, обличающие харасcмент и сексуализированное насилие. В 2018 году режиссёр Дженнифер Фокс показала драму «Рассказ» о переосмыслении своего первого сексуального опыта — травмирующего и страшного. В 2019-м вышел биографический «Скандал» про сотрудниц канала Fox News, заявивших о домогательствах генерального директора Роджера Айлза и добившихся его отставки. «Ассистентка» Китти Грин, полушёпотом сообщающая о нормализации абьюза в крупной кинокомпании, посвящена женщинам, работавшим с Харви Вайнштейном. 2020 год представил мистический триллер о газлайтинге «Человек-невидимка» и чёрную комедию о виктимблейминге «Девушка, подающая надежды», получившую «Оскар». В 2021-м Эдгар Райт выпустил ретро-хоррор «Прошлой ночью в Сохо» о сексуальной эксплуатации начинающих артисток в Лондоне 1960-х. В 2022 году о домогательствах рассказали в «Её правде», опять же основанной на скандале с Вайнштейном, и в душераздирающей оскароносной картине «Говорят женщины», героини которой неоднократно подвергались сексуализированному насилию в общине меннонитов. Попав под влияние общей тенденции, Франсуа Озон решил снять ретроспективное, при этом актуальное и не удручающее кино о девушке, строящей карьеру весьма радикальным способом, ведь в 1930-е добиться успеха без участия мужчин было очень сложно, а за предлагаемой ими помощью почти всегда скрывался намёк на близость.
На «Моё преступление» Озона вдохновила не только одноимённая пьеса Жоржа Берра и Луи Вернёя, прочтённая им на карантине и переосмысленная с учётом актуальных тем, волнующих современное общество. Режиссёра неслучайно заинтересовали 1930-е, ведь в то время по Америке и Европе прошла волна убийств, совершённых женщинами и никак не связанных между собой. Одними из первых громких преступлений, о которых журналистка Морин Даллас Уоткинс написала знаменитую пьесу «Чикаго» 1926 года, лёгшую в основу двух одноимённых фильмов и мюзикла, стали истории Бьюлы Эннан и артистки кабаре Белвы Гертнер, хладнокровно застреливших своих любовников. В 1933-м на всю Францию «прославились» сёстры Папен, убившие жену и дочь Ланселена, в доме которого они работали прислугой. Не меньшую известность получила и Виолетта Нозьер, отправившая на тот свет домогавшегося до неё отца. Фотография преступницы не просто так мелькает на первой полосе газеты в новой картине Озона. Изабель Юппер сыграла Виолетту Нозьер в одноимённой драме 1978 года, а в 2023 году вернулась в уже знакомую эпоху в образе экстравагантной актрисы Одетт Шометт, совершившей убийство ради выгоды, но избежавшей наказания. Элегантным женским преступлениям со смертельным исходом в 1930-х детективные романы посвящала и Агата Кристи, вероятно, вдохновляясь криминальной хроникой.
Однако в своём новом фильме Франсуа Озон не пытается разобраться в мотивах убийств. Режиссёр лишь пишет портрет противоречивой эпохи, подчёркивая театральность и скандальность судебных процессов над женщинами, преступления которых непременно воспринимались как вызов патриархальному обществу. Неудивительно, что и дело Мадлен Вердье производит большой резонанс, а оправдательный приговор превращает её в культовую фигуру. В 1930-е женщины, не получившие срок за самозащиту, становились сенсацией. И всё-таки с настоящим «Моё преступление» больше всего связывает не только будничный сексизм по отношению к героиням, но и история о домогательствах продюсера Пистоля — в его фигуре, естественно, угадывается Харви Вайнштейн.
«Моё преступление», в котором Мадлен Вердье и Полин в блестящем исполнении молодых актрис Нади Терешкевич и Ребекки Мардер ловко обводят вокруг пальца следователей и судью, упивающихся собственными эго, — искромётная комедия с пошлыми шутками, циничная по отношению к мужчинам и особенно уважительная к женщинам, прославляющая их находчивость и солидарность в непростые времена. Кино Озона сочетает в себе вульгарное обаяние бульварного чтива, остроумную сатиру на патриархальное общество, уверенное в собственной непоколебимости, социальные подтексты, резонирующие с сегодняшним днём, и фарсовый спектакль о том, как избежать наказания за убийство, благодаря скандальной славе получить роли в лучших постановках и удачно выйти замуж. Героинь фильма, включая эффектно элегантную Одетт Шометт, нельзя однозначно назвать положительными или отрицательными, они просто извлекают максимальную выгоду из предлагаемых обстоятельств.
В новой картине Озона все сцены, как и кричащие винтажные наряды героинь, носят подчёркнуто театральный характер. Зритель наблюдает за актами гротескной пьесы, где любовники непременно говорят о будущем, стоя на крыше, с которой открывается вид на весь Париж, пафосные монологи Мадлен и Полин в суде делают женщин неуправляемыми, а Одетт Шометт иронично разыгрывает разные версии убийства Пистоля. Абсурдное и злободневное в «Моём преступлении» сплетаются воедино, рождая идеальное комедийное кино, наполненное глубокими смыслами. Но не только водевильная раскованность отвечает за ностальгическую атмосферу фильма. Новая работа Озона — любовная ода кино 1930-х. Если «Лето’85» о юности в восьмидесятые воспроизводит культовую сцену из «Бума», то «Моё преступление» обращается к французскому поэтическому реализму и заигрывает с немым кино. В «Моём преступлении» подруги смотрят в кинотеатре криминальную трагикомедию «Плохая кровь» 1934 года о любовниках, пытающихся покинуть страну, с великой Даниэль Дарьё, также сыгравшей в «8 женщинах» Озона. Главные мотивы французского кино тридцатых — эскапизм и хрупкая вера в светлое будущее — становятся основными и для героев «Моего преступления». В фильме также цитируют американскую «Марию-Антуанетту» 1938 года (Мадлен «казнят» на съёмках фильма про королеву) и немые комедии конца 1920-х, тех же «Людей искусства», посвящённых превратностям актёрского пути.
«Моё преступление» Франсуа Озона — один из лучших фильмов режиссёра за всю историю его карьеры. Злободневное синефильское кино с шедевральными финальными титрами, достойными громких аплодисментов, очень непринуждённо говорит о том, что сегодня волнует женщин. И именно эта лёгкость повествования оказывается идеальным способом, чтобы донести важные вещи до любого зрителя.