В российском прокате затаились «Хищники» Пьетро Кастеллитто. Бодрая комедия (или социальная сатира), получившая награду в Венеции в программе «Горизонты». Ксения Ильина рассказывает о дебюте итальянского режиссёра, удачах и пробелах в картине, а также с надеждой смотрит в творческое будущее Пьетро Кастеллитто.
В чёрной комедии Пьетро Кастеллитто причудливо переплетаются судьбы двух римских семей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Семейство Павоне пользуется уважением и не нуждается в деньгах. Пьерпаоло Павоне — успешный врач, его жена Людовика снимает помпезное историческое кино, а сын Федерико одержим образом Ницше и увлечён археологией. Молодого человека играет сам Кастеллитто. Федерико крайне раним и эмоционален, доставляет множество хлопот своим родителям и начальнику-профессору, а в голове у него роится множество сумасбродных идей.
Полную противоположность этому семейству являют Клаудио Висмара и его родственники. Клаудио торгует нелегальным оружием в магазине своего мафиозного дяди Флавио, а ещё он неофашист, как и его братец Карло. Клаудио побаивается своего дяди, но ничего не может поделать с его безграничной властью. У Клаудио есть жена, которая работает уборщицей в клинике Пьерпаоло. Есть у него и обаятельный сынишка Чезаре, обожающий оружие, он вообще сыграет в сюжете не последнюю роль.
Однажды мошенник продаёт безобидной и наивной старушке, матери Клаудио и Карло, дешёвые часы за огромную сумму в 1000 евро. Бабуля оказывается в таком шоке из-за обмана, что, переходя дорогу, почти попадает под колёса машины. А спасёт её не кто иной, как Пьерпаоло. Это будет ещё одним пересечением жизней этих столь непохожих семейств. И далеко не единственным.
Дебютный фильм молодого итальянца Пьетро Кастеллитто получил награду в Венеции за лучший сценарий. Премьера картины состоялась в программе «Горизонты», созданной специально для чествования перспективного кино. В фильме Кастеллитто действительно есть яркие моменты, заставляющие и смеяться, и думать о бренности нашего мира. Однако с уже упомянутым сценарием всё не так гладко. Пожалуй, он слегка неровен и не до конца внятен. Но это картине можно простить. Кастеллитто в первую очередь интересует сходство людей, между которыми социальная бездна, а не внешние сюжетные повороты.
Среди очевидных плюсов — бодрая ёрническая интонация и актёрский состав, пусть для российского зрителя узнаваемых лиц тут и нет. У каждого героя своё амплуа, и пути персонажей витиевато переплетены. Кастеллитто сталкивает не только семьи. Самое интересное начинается, когда представители одного семейства начинают выяснять отношения друг с другом. А вот герой самого Кастеллитто ходулен — к 2021 году можно было придумать кого-то ещё, кроме Ницше, в качестве божества для молодого и пассионарного интеллектуала. Как окажется, Федерико склонен к пиромании, но взрывать могилу немецкого философа в ответ на то, что работодатель не взял его на эксгумацию гения, — сюжетный ход, тоже, прямо скажем, не особенно впечатляющий в силу своей предсказуемости. Да и вообще, в XXI веке таких героев, как Федерико, отлично пародирует немец Юлиан Радльмайер, так оставим эту прерогативу за ним в качестве пока что самой удачно воплощённой.
Пьетро Кастеллитто, сам выходец из весьма привилегированной артистической семьи, — его отец Серджо Кастеллитто является признанным итальянским актёром и режиссёром — оступился там, где собирался совершить долгожданную расправу над нравами богатых мира сего. Кульминацией фильма должны были стать сцены, в которой семья Павоне и их друзья Бруно и Гайя, тоже состоятельные люди, собираются вместе и развлекаются на тот странный лад, к которому привыкли. Однако вместо того чтобы довести происходящее до гротеска, Кастеллитто пытается проявить к персонажам человечность, что сразу же понижает градус происходящего и меняет тон фильма.
А самые смешные моменты ленты появляются в сюжете там, где их и не ждёшь. Например, такой сценой становится расправа над мафиозным дядей в исполнении 12-летнего Чезаре. Или покушение Клаудио на горемычного Федерико, которое происходит средь бела дня и на которое ни одна живая душа не обращает внимания. Вообще, портрет простых рабочих с окраины Рима у Кастеллитто получился смешнее и объёмнее, чем портрет тех, кого он вроде как в силу происхождения должен знать и уметь разоблачать лучше всего. Парадокс, достойный внимания — и возможного развития в будущей режиссёрской фильмографии молодого итальянца.