Ни птица, ни самолёт, ни удачный ребут: каким получился «Супермен» Джеймса Ганна

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Warner Bros.

В зарубежном прокате приземлился «Супермен» — фильм Джеймса Ганна, которым открывается новая глава для киновселенной DC. Потянет ли картина на звание удачного ребута и справился ли режиссёр «Стражей Галактики» с поставленной задачей, размышляет кинокритик Дарья Тарасова.

Об истории экранного образа Супермена читайте в статье Кирилла Артамонова.

Если ваша киновселенная в кризисе, зовите Джеймса Ганна — кажется, к такому выводу пришла супергеройская киноиндустрия за последние годы. И это неудивительно: мастер иронии и телесного юмора единолично создал внутри вселенной Marvel особняковую франшизу, которую полюбили не меньше, чем классическую когорту сверхлюдей в плащах — «Стражей Галактики». Потом со скандалом ушёл из Marvel и получил от DC возможность поставить любой фильм — выбрал «Отряд самоубийц», снова сорвал фанатский джекпот, а впоследствии ещё и сделал удачный сериальный спин-офф об одном из персонажей («Миротворец»). Зрители полюбили режиссёра за стиль, где шутки на грани фола сочетаются с вероломной искренностью — и всё это под какой-нибудь классный ретросаундтрек. Неудивительно, что именно Ганну в итоге доверили перезапустить киновселенную DC: уж кто-кто, а он точно сможет найти подход, который откликнется в сердцах фанатов.

Ганн явно с уважением подошёл к материалу: знакомую всем и даже слегка поднадоевшую биографию супергероя он сервировал так, чтобы не наскучить ни самому себе, ни зрителю.

Warner Bros.

Делать подобный ребут — задача непростая, ещё сложнее — открывать новую для DC главу с персонажа, чья история насчитывает почти сотню лет. Впервые на страницах комиксов Супермен появился в 1938 году, и Ганн решил не разжёвывать ориджин с самого начала, а взять чуть подальше, раз уж герой такой великий и знаменитый (и раз уж не так давно мы уже снова знакомились с Кларком Кентом с руки Зака Снайдера). По сюжету супергерой (чересчур обворожительный Дэвид Коренсвет) давно раскрыл миру своё внеземное происхождение, привычно пережидает между битвами на базе в Антарктиде в компании пса Крипто, уверенно (хоть и не без подводных камней) закручивает роман с коллегой по The Daily Planet Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн).

У списанного с Нью-Йорка Метрополиса и своих проблем предостаточно (мало ли какой кайдзю на небоскрёбы обрушится), но беда приходит откуда не ждали. Вымышленная славянская страна Боравия решает захватить не менее вымышленную мусульманскую державу Джаранпур. Из гуманистических побуждений (погибшие вместе с Криптоном родители завещали Кал-Элу беречь и защищать землян в полууничтоженном видеосообщении) Супермен вмешивается в конфликт, чем вызывает немало споров по всему миру. Больше всего недоволен Лекс Лютор (Николас Холт) — технологический гений и миллиардер, у которого с Джаранпуром свои скрытые счёты. Прикрываясь этикой, Лютор решает во что бы то ни стало уничтожить криптонца — и в процессе раскрывает не самую приятную семейную тайну героя.

Warner Bros.

Warner Bros.

Ганн явно с уважением подошёл к материалу: знакомую всем и даже слегка поднадоевшую биографию супергероя он сервировал так, чтобы не наскучить ни самому себе, ни зрителю. Вместо возможных пояснительных флешбэков — само собой разумеющиеся детали, проливающие тень на прошлое и настоящее героя (и на секрет его очков тоже!). Вместо тягомотного подведения к сути персонажа — пара объяснительных титров в начале, крючок для фанатов в форме той самой темы Джона Уильямса и готовый герой под ключ, мающийся от невозможности помочь всем.

При этом удалось развёрнуто показать главное — внутренний конфликт Супермена как фигуры, с одной стороны, всемогущей, с другой — неидеальной. Он всё ещё чужой среди своих, пришелец из другого мира, который парадоксально воплощает в себе максимально земные идеалы: сострадание, справедливость, жертвенность. Этот гуманистический диссонанс всегда был ядром образа, и в фильме Ганна он ощутим как никогда. Здесь же просматривается и особенность, которая десятилетиями цементирует Супермена в культурной мифологии: его происхождение напрямую завязано на нарративе американской мечты. Он иммигрант, который стал своим и даже лучшим из нас.

Ганн избегает делать Супермена мрачным одиночкой и мечущимся мессией, как было у Снайдера, — скорее, пытается привнести в его образ потерянный задор, присущий комиксам золотой эпохи. Это выгодно выделяет фильм, но одновременно и заключает его в ловушку. Новый сольник избавился от серьёзности предыдущей итерации, но лёгкость то и дело перерастает в легкомысленность, отчего кажется вымученной. Не помогает в этом ни чересчур приторный Коренсвет, ни шутки и хореография боевых сцен в духе предыдущих фильмов Ганна, ни цветокоррекция и щедрое использование широкоугольного объектива, которые делают картинку пластиковой.

Ганн сделал то, о чём его просили и в чём он мастер, — стильно и с юмором снял безопасное кино о большом герое.

Warner Bros.

В одном из интервью постановщик говорил, что не боится вводить в сюжет множество персонажей, однако и это в том числе не позволяет картине парить, подобно титульному герою. Второстепенные действующие лица вроде Банды Справедливости (Нэйтан Филлион, Эди Гатеги, Изабела Мерсед) и приспешников Лютора (главная — Сара Сампайо) не получают никакого развития, и обиднее всего за Лоис Лейн: любовная линия между героиней Броснахэн и персонажем Коренсвета кажется неубедительной как минимум потому, что ни общих сцен, ни глубины героини попросту недостаточно. За всех отдувается Холт: звезде «Молокососов» и «Великой» настолько идёт злодейское амплуа, что на сомнительные, почти что подростковые мотивации персонажа хочется закрыть глаза. А ещё — Крипто; куда Ганну без милого животного-талисмана?

В итоге получается фильм, в котором всё на своих местах — и именно в этом его проблема. Как проект, перезапускающий DCU, он скорее напоминает пилотный эпизод сериала: аккуратный, но не дерзкий, с заделом на будущее, но без настоящей кульминации. Ганн сделал то, о чём его просили и в чём он мастер, — стильно и с юмором снял безопасное кино о большом герое. Вот только хороший ли это подход, когда решается судьба киновселенной?