На Netflix можно посмотреть картину, рассказывающую о буквально последних мирных, но уже напряжённых днях перед началом Второй мировой войны. Антон Фомочкин рассказывает, каким получился фильм, порой напоминающий то ли повествование из учебника истории, то ли пилот многообещающего исторического сериала. Но жизнь всё равно всех переиграла.
1932 год. Перспективные студенты Оксфорда, все наперечёт будущие дипломаты и чиновники, беспечно напиваются на очередной вечеринке. Кто-то, сдавшись Морфею, валяется посреди лужайки. Кто-то, не снимая фрака, плещется в холодных водах озера. Лена (Лив Лиза Фрис), виновато улыбнувшись официанту, заимствует у него пару бутылок игристого и несёт добычу своим товарищам: бойфренду Паулю (Яннис Нивёнер) и приятелю Хью (Джордж МакКэй). Последующие пьяные споры о том, что Германия будет свободна, закончатся на полуслове — торжественным фейерверком. Шесть лет спустя заголовки газет о возможной войне только распаляют общественную дискуссию. Невилл Чемберлен (Джереми Айронс) ежедневно обращается к нации с утешающими речами и рассчитывает на мир. Адольф Гитлер (Ульрих Маттес) тем временем проводит танковый парад напротив окон британского посольства и планирует вторжение в Чехословакию.
Хью, дослужившись до статуса личного секретаря премьер-министра, изредка раздаёт советы (когда спрашивают) и куда чаще выступает в роли мальчика на побегушках. Свободного времени у него нет, отчего в личной жизни одни проблемы. Супруга (Джессика Браун-Финдли) обижается на вечное отсутствие возлюбленного. Маленький сынишка фактически растёт без отца. Хью, отвечая на претензии близких, ссылается на службу, завтрашний день радости не сулит — только семейное несчастье. По ту сторону будущих баррикад дипломат Пауль ведёт подрывную деятельность, рассчитывая вместе с заговорщиками арестовать Гитлера (стоит тому только объявить войну). План срывается, фюрер ждёт гостей со всей Европы на подписание, как кажется, мирного соглашения. Тогда в руки к Паулю попадает секретный документ об истинных намерениях Гитлера. Хью в составе делегации направляют в Мюнхен. Пока Чемберлен на переговорах будет разглагольствовать о «мире для наших поколений», его секретарь должен встретиться со своим старинным оксфордским другом и забрать у него бумаги, доказывающие: исход будет един. Война.
Краткий пересказ одноимённого романа Роберта Харриса (главные свершения которого так и остались в фильмографии Романа Полански). «Мюнхен» — ода Чемберлену, оправдывающая мягкость и неуёмный оптимизм бывшего премьера. На подступах к тревожным временам не требовалось безапелляционной решительности Черчилля: без мирного договора 1938 года британская армия не успела бы подготовиться к войне. И без того безрадостно пасмурный Лондон омрачают сложенные стопками посреди площади мешки с песком и сдувшийся заградительный аэростат, безвольно повисший на одной из городских крыш. Большими средствами для полномасштабного воссоздания эпохи авторы фильма не располагали: пара британских/немецких улиц, остальное — кабинетные распри и заговорщицкие дискуссии в пивных.
В роли Чемберлена — Джереми Айронс, артист, чей портрет мог бы красоваться в словаре напротив определения слова «благородство». Его премьер-министр милосерден к ближнему и неравнодушен к любым общественным пересудам. Айронс стоит/сидит в кадре так, словно с него вот-вот начнут писать портрет. Чемберлен источает исключительную уверенность в завтрашнем дне — выйдет солнце из-за туч, только верь. Выдумка Харриса, понятно, проигрывает реальности, давно написанные судьбы сильных мира сего куда значительней и больше нескольких сот страниц романа в твёрдом переплёте. Когда твой взгляд на прошлое не интереснее самого скупого на детали учебника истории — жди беды.
Выдуманные прозаиком Хью и Пауль — функциональные и безликие винтики системы (похожие как две капли воды). «Мюнхен» не «Фатерланд» (первый бестселлер писателя), никакой альтернативной реальности Харрисом не предусмотрено. Пауль задаётся вопросом, что было бы, нажми он на курок в ответственный момент встречи с Гитлером? Ответ очевиден для всех и каждого, но дальше теорий не заходит. Вторая мировая неминуема, какие тут спойлеры. Чтобы при таких вводных удержать у экрана зрителя на протяжении двух часов, у титульных дипломатов за душой должно быть нечто большее, чем обобщённая тревога за судьбы родины.
Чистая беллетристика — донесения Пауля важны, но при встрече нельзя не обсудить и былые дружеские обиды (за неимением прочих внутренних конфликтов). Супружеский кризис Хью сводится к пятиминутному полднику в ресторане в качестве праздника на годовщину брака. Семья для мужчины в такие сложные времена должна отойти на второй план. Настоящее Лены — иллюстрация нарастающих антисемитских настроений. Замечательные немецкие артисты Сандра Хюллер и Аугуст Диль играют соотечественников с агитплаката, олицетворяя народную совесть и звериную природу соответственно. В нужных руках и при должной редактуре с таким материалом мог бы получиться молчаливый триллер без суеты и лишних движений (что-то вроде «Шпион, выйди вон!») о том, что настоящие герои — люди на местах, решающие малые подвиги, пока правители заседают в дворцовых кабинетах. Но режиссёр «Мюнхена» Кристиан Швохов («Корона») предпочитает эстетику телесериала. Электронное дребезжание (в традиции саундтрека «Довода») сменяет надрывная скрипка. Хью неумело шифруется. Пауль разгорячённо доказывает Чемберлену, что медлить нельзя. Невилл, встречая юношеский напор, в любых переговорах ссылается на этикет и правила, как истинный джентльмен,. «Мюнхен» напоминает пилот мини-сериала на Netflix — на финальных титрах наступает растерянность, может, пронзительная драма припасена для следующих серий? В жизни так и случилось.