В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место страсти, ревности, клише, странным обещаниям, истерикам, объятиям в тёмном кинозале и… смерти. Вера Гиренко рассказывает о том, что заставит зрителя досмотреть до конца этот, возможно, самый личный фильм Озона.
Такими могли бы быть воспоминания, вызванные выцветшей, но по-прежнему яркой ретрофотографией лета 1985 года, проведённого на побережье Нормандии. Солнце, пляж, яхты, хиты «Bananarama» на местных дискотеках и, конечно, любовь, которая 16-летнему Алексису (Феликс Лефевр) помогла повзрослеть.
Впрочем, всё далеко не так безоблачно. С первых кадров Франсуа Озон добавляет в свой новый фильм тревожные триллер-аккорды. Зрителям сразу сообщают, что Алексис увлечён темой смерти и причастен к гибели своего капризного, но очаровательного 18-летнего друга Дэвида (Бенджамин Вуазен). Эта интрига способна удержать у экрана до конца сеанса.
Приведшую к трагедии череду событий мы видим через флешбэки: чтобы оправдаться перед судом, Алексис должен вспомнить и записать всё произошедшее. Просьба уместная, ведь учитель лицея, помогающий в расследовании, убеждён, что у подростка есть незаурядный литературный талант. Да и сам Алексис считает, что пережитое станет не таким болезненным, если он сам себя превратит в персонажа рассказа. Так заявляет о себе главная тема «Лета’85» — соотношение вымысла и реальности.
Тема для Озона не новая. К ней напрямую он обращался как минимум дважды. В «Бассейне» 2003 года речь идёт о навязчивой идее и терапевтической силе письма. В «В доме» 2012 года — о том, как не стать заложником придуманного сюжета. «Лето’85» развивает тему на материале любви.
Вымысел и реальность — это, возможно, главная антитеза каждого любовного переживания. Кого любишь: реального человека или образ, сложившийся в воображении? Какие события вспоминаешь: реальные или «дорисованные» в памяти? Кажется, что всё в «Лете’85» балансирует между этими двумя полюсами с очевидным «креном» в воображаемое.
Флешбэки неопытного в любви Алексиса кажутся романтическим розовым сиропом, ещё пара миллиметров, и будет совсем непереносимо пошло. Вот Дэвид спасает Алексиса из перевернувшейся в море яхты, вот два пока ещё только друга катаются на американских горках в парке развлечений, а вот чувственная сцена, в которой юноши залечивают раны друг друга и становятся любовниками. И дальше — романтические клише: страстные поцелуи в кино, прогулки на яхте, поездки на мотоцикле… Главному герою предстоит избавиться от гнёта собственных представлений о том, что такое любовь: выйти из литературного сюжета в реальную жизнь, за образом «идеального принца» увидеть настоящего человека.
Фильм насыщен музыкой, под которую танцевал режиссёр в юности. Это, в частности, песня «In Between Days» британской рок-группы The Cure, которая стала главным саундтреком фильма. В основу сценария вошла книга, которую Озон прочитал в 17-летнем возрасте. Написанный британцем Эйденом Чемберсом в 1982 году роман «Станцуй на моей могиле» в своё время наделал много шума из-за своей на тот момент достаточно прогрессивной квир-тематики. По словам Озона, для него-подростка было откровением, что гомосексуальная любовь может быть описана как светлое чувство, а не порок, вызывающий чувство вины. Поэтому, возможно, «Лето’85» — самый личный фильм Франсуа Озона.