18 апреля в российский прокат выходит датская историческая драма «Меч короля» с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Лента претендовала на главную награду прошлогоднего смотра в Венеции и попала в шорт-лист премии «Оскар». Кинокритик Юлия Салихова объясняет, почему фильм заслуживает внимания.
1755 год. Дания. Отставной капитан королевской армии Людвиг Кален (Мадс Миккельсен) ставит перед собой амбициозную задачу — превратить бесплодные земли Ютландии в сельскохозяйственные угодья и основать на их месте первую колонию. Весь проект авантюрист готов профинансировать за свой счёт: скромной пенсии военного вроде бы должно хватить. В случае успеха предприимчивый капитан рассчитывает получить дворянский титул и личное поместье. Придворные чиновники настроены скептически: никто не верит, что инициативному работяге удастся вырастить урожай на дикой пустоши.
Но так как никаких инвестиций из государственной казны не требуется, капитан получает в распоряжение королевскую землю и официальное разрешение на работу. Новоявленный фермер начинает день и ночь трудиться в поле, подготавливая почву для будущего огорода. Он планирует засеять грядки привезённым из Германии картофелем — новой для Дании сельхозкультурой, которая отличается неприхотливостью и может вырасти почти в любых условиях.
Начало фильма предваряет титр «Вересковую пустошь невозможно возделать». Следующие два часа персонаж Мадса Миккельсена будет усердно пытаться доказать обратное.
На пути к своей цели герой столкнётся со множеством препятствий. Суровый климат, скудное хозяйство, нехватка рабочей силы — наименьшие из проблем. Практически с самого начала агрокультурной инициативе отставного военного противостоит живущий неподалёку аристократ Фредерик де Шинкель (Симон Беннебьёрг) — настоящий тиран и деспот, который всеми силами желает сохранить статус самого важного человека в округе. Незаселённые ютландские угодья феодал-самодур отчего-то считает своей территорией, поэтому всячески пытается помешать инициативному капитану добиться успеха в его и без того нелёгком деле.
«Меч короля» — двухчасовой мастерпис датского режиссёра Николая Арселя, сценариста «Девушки с татуировкой дракона» и «Рыцарей справедливости». После неудачного голливудского дебюта, «Тёмной башни», постановщик вернулся к проверенной формуле успеха: снял костюмную драму на родном языке и пригласил на главную роль Мадса Миккельсена. Как и «Королевский роман», который принёс скандинавскому киноделу международную известность, новая картина снята по мотивам бестселлера. На этот раз режиссёр экранизировал роман Иды Йессен «Капитан и Энн Барбара». На выходе получилось увлекательное сочетание классического западного сюжета с характерным скандинавским колоритом.
Важно сразу обозначить, что словосочетание «меч короля» не имеет ничего общего с сюжетом фильма. Русскоязычное название — очередная хитрая уловка отечественных локализаторов, желающих привлечь к фестивальной картине внимание массового зрителя.
Приключенческой романтики, доблестных рыцарских поединков и прочего средневекового антуража здесь нет. Это суровый исторический эпос о противостоянии землевладельцев за участок земли с картошкой. В ассортименте: банды разбойников, аристократы-садисты, обездоленные крестьяне.
Оригинальное датское название Bastarden отражает происхождение главного героя — незаконнорождённого сына кухарки и дворянина. Международное англоязычное название The Promised Land дословно переводится как «Земля обетованная», что тоже вполне соответствует авторскому замыслу. На словах история картофельного фермера звучит не столь увлекательно, но на деле выглядит довольно занятно.
Борьба человека и природы выступает фоном. Центральный конфликт фильма заключается в конфронтации трудолюбивого капитана и жестокого помещика. Между соседями разгорается настоящая война за дикие земли. Ключевые роли в эскалации мужского конфликта играют две женщины: аристократка Эдель (Кристин Куят Торп) и служанка Энн Барбара (Аманда Коллин). Эдель стремится вырваться из золотой клетки и видит своё спасение в возможном браке с Каленом, хотя её рука и сердце уже обещаны Фредерику. Сбежавшую от садиста де Шинкеля служанку Энн Барбару капитан нанимает в качестве экономки, что, в свою очередь, лишь усиливает вражду между конкурентами.
Ещё одна сюжетная линия посвящена маленькой сиротке Анмай Мус (Мелина Хагберг), которую все вокруг отвергают из-за её происхождения. Пусть и не сразу, но капитан всё же берёт девочку под свою опеку. Безжалостные эмоциональные горки на протяжении всего хронометража идут в комплекте.
Как минимум половину успеха картине обеспечивает Мадс Миккельсен. Одним только взглядом актёр придаёт мрачную глубину своему молчаливому персонажу, который вынужден сталкиваться с большими препятствиями на пути к успеху. Запоминающийся образ создал и Симон Беннебьёрг — получился один из самых жестоких персонажей в кино за последнее время. Король Джоффри нервно курит в сторонке, поглядывая на злодеяния Фредерика де Шинкеля.
«Меч короля» — олдскульная драма о маленьком человеке с большими амбициями. Редкий для современного кинематографа исторический эпос с незамысловатой моралью о том, что успех ничего не стоит, если его не с кем разделить. Такие прямолинейные истории сегодня почти никто не снимает. Работа Арселя доказывает, что человеческие трагедии существуют вне времени и всё ещё способны вызывать эмоциональный отклик у зрителя.