К выходу в российский прокат готовится кровавый ураганный боевик «Манкимэн». Это режиссёрский дебют Дева Пателя, звезды «Миллионера из трущоб» и «Легенды о Зелёном Рыцаре». История одинокого мстителя из низов глубоко укоренена в яркой и богатой культуре Индии и наглядно показывает социальное устройство страны. Максим Ершов объясняет, почему это один из самых изобретательных и визуально насыщенных боевиков года.
Безымянный герой (Дев Патель) живёт в выдуманном мегаполисе Янта (в переводе с хинди — «пытка»). Здесь благополучно соседствуют сказочная роскошь небоскрёбов и жестокая нищета трущоб. Главный герой по ночам дерётся на подпольном ринге в маске обезьяны (потому в какой-то момент его начинают называть Манкимэном) и по команде организатора боёв уверенно падает в нужном раунде. Заправляет поединками букмекер Тигр (Шарлто Копли). Центральный персонаж зарабатывает на еду и кров в ожидании возможности отомстить шефу полиции Ране Сингху (Сикандер Кхер), по команде которого была сожжена дотла родная деревня будущего Манкимэна и жестоко убита его мать. Герой устраивается мойщиком посуды в увеселительное заведение «Короли», где регулярно собирается элита города, приближаясь к обидчикам вплотную.
Сценарий «Манкимэна» Дев Патель вместе с Джоном Колли и Полом Ангунавелой написал ещё в 2018 году. Патель звал на место режиссёра южноафриканца Нила Бломкампа. Автор «Района № 9» и «Робота по имени Чаппи» отказался. Пателю пришлось дебютировать в режиссуре. Съёмки фильма стартовали, хоть и не в Индии, как планировалось изначально, а в Индонезии, но тут грянула пандемия коронавируса, а исполнитель главной роли в первой же экшен-сцене сломал руку. Картину чудом не закрыли, производство было завершено в 2021-м, проектом заинтересовался Netflix.
Увидев конечный продукт, боссы стриминга занервничали, поскольку Патель открыто говорит о наболевших проблемах современной Индии, а это огромный развивающийся рынок. Пока руководство Netflix думало, что же делать дальше, Джордан Пил стал одним из продюсеров фильма и решил, что «Манкимэн» достоин большого экрана. Премьера боевика состоялась в марте 2024-го на фестивале SXSW в Остине. Фильм шёл к зрителям долгих шесть лет.
У «Манкимэна» исключительно простой сюжет. Это фильм о мести, коих мы видели немало в одном только экшен-жанре: от «Убить Билла» до «Джона Уика». Но не стоит спешить с выводами и упрекать Пателя во вторичности. Это кино настолько вписано в индийский контекст, что трудно не признать картину оригинальной.
С первых же кадров бросается в глаза визуальная насыщенность событий. Янта представляется гигантским плавильным котлом, в котором вынуждены вариться люди с разных полюсов социальной лестницы и представители множества религий.
Создатели редко обращаются к общим планам, но одного кадра с возвышающимися над бараками трущоб небоскрёбами достаточно, чтобы показать гигантский разрыв между богатыми и бедными. Высотки сверкают и переливаются разными цветами, унылые одноэтажные домишки погружены во тьму. Низкий уровень образования и ужасающая коррупция стали нормой. Очевидно, что Патель говорит не о вымышленном городе, а о современной Индии в целом. Пока тонкая прослойка богачей проводит вечера с запрещёнными веществами и дорогими секс-работницами, бедняки вынуждены спать на картонках прямо на улице.
Пателю несколькими изящными техническими приёмами удаётся в динамике показать расслоение общества. Манкимэн вместе с приятелем Альфонсо (Питобаш Трипати) мчится на маленькой машинке по улицам, стеклянные высотки резко сменяются сомнительной одноэтажной застройкой. В другой сцене, чтобы устроиться в роскошное увеселительное заведение, главный герой подстраивает пропажу кошелька хозяйки «Королей» Куини (Ашвини Кхалсекар). Мы наблюдаем за стремительной одиссеей бумажника из одних грязных рук в другие — авторы предлагают эффектную панораму трущоб.
«Манкимэн» на визуальном уровне уверенно противопоставляет счастливое прошлое главного героя в деревне и унылое настоящее в городе. Сцены с матерью показаны замедленно и исключительно нежно. Авторы передают боль, свежесть воспоминаний и внутреннюю ярость Манкимэна. Как и положено в кино о мести, участник подпольных боёв не успокоится, пока не покончит с врагами. Помимо шефа полиции, это также религиозный лидер Баба Шакти (Макранд Дешпандэ). За духовными практиками скрывается банальная алчность, а любые жестокие действия он оправдывает велением Господа. Именно по приказу Бабы была сожжена деревня Манкимэна. Фильму удаётся показать, что религия становится клеем, который позволяет обществу не рассыпаться на мелкие кусочки. Вроде бы объединённые верой бедные не жалуются на богатых, а стихийные протесты при поддержке коррумпированной власти жестоко подавляются. В «Манкимэне» лицемер и большой грешник Баба Шакти показан главным боссом, с которым должен расправиться герой, чтобы победить.
Фильм Пателя представляет сравнительно полную картину современного индийского общества. Показаны религиозные, политические и экономические противоречия. И хотя победа одного народного мстителя едва ли изменит общее положение вещей, подвиг Манкимэна может дать надежду таким же беднякам, как он. Авторы несколько раз проводят параллель между путём героя и классическим индийским эпосом. Может быть, однажды слагать легенды будут не о Ханумане, а о персонаже Пателя.
В фильмах о мести режиссёр обычно либо в финале демонстрирует разрушительную силу негативного чувства, которое превращает хорошего парня в злодея, либо обрывает повествование на полуслове — решайте сами, что будет дальше. Манкимэн не думает о будущем, будущего нет. Наслаждающиеся жизнью богачи лишили его как прошлого, так и настоящего.Пока они на этом свете, рано говорить о завтрашнем дне. И мысль эта вроде бы простая, но логичная, учитывая прочную связь Манкимэна с убитой матерью.
Конечно, в первую очередь фильм стоит хвалить за качественно и изобретательно поставленные кровавые сцены драк, погонь и перестрелок. Экшен идеально вписан в ландшафт крупного индийского города. Народный мститель пытается разобраться с оппонентом в туалете увеселительного заведения, спасается бегством по крышам маленьких домов и проносится через бордель для бедняков, возвращается в клуб для богачей и проходит все его комнаты. Фильм не разваливается на отдельные потасовки благодаря драматическому таланту Пателя и трогательным флешбэкам.
Может быть, по экшену это и не «Джон Уик», но любители боевиков точно не останутся разочарованы. Кровь брызжет, кости хрустят, конечности отрезают.
«Манкимэн» — фильм, который бьёт первобытной энергией гнева. В сюжетном плане это далеко не прорыв, но к боевикам у аудитории другие требования. Патель снимает головокружительное путешествие по современному индийскому мегаполису, уверенно вписывает частную историю в контекст глобальной несправедливости и дарит сразу несколько долгих и продуманных экшен-сцен, которые хочется пересматривать. Это редкий боевик, в котором человечность соседствует с яростью. Насилие порождает насилие, порочный круг трудно разорвать.