Один большой бельгийский секрет: «Дело “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца — социальный кошмар в обёртке полицейского триллера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Дело “Мальдорор”», кадр: O'Brother Film

На экранах один из лучших фильмов последнего Венецианского кинофестиваля от известного разрушителя киномифов, бельгийца Фабриса Дю Вельца. В объективе переосмысленная по заветам Тарантино реальная история позорного бездействия трёх ответственных за правопорядок органов, прямо под носом у которых рецидивист-контрабандист похищал детей. Получилось эффектно, как у Финчера, и жутко, как бывает только в жизни. Подробнее — в рецензии Анастасии Сенченко.

В середине 1990-х в Бельгии случился коллапс правоохранительной системы: судебная полиция, местная полиция и жандармерия тонут в бюрократии и путаются друг у друга под ногами. В это мрачное время в индустриальном сером городке пропадают восьмилетние девочки Сесиль и Элина. Дело, несмотря на широкий общественный резонанс и добровольческие дружины, не двигается с мёртвой точки. В народе служители порядка прослыли трутнями и бездарями, жандармов и вовсе с презрением гонят с крыльца даже самые асоциальные элементы. Помимо грустных и демотивированных мужчин в форме, в местное отделение регулярно заходит только городской сумасшедший, чтобы не для протокола поделиться с жандармами своими параноидальными фантазиями. Однажды он рассказывает, что местный контрабандист и сборщик лома Марсель Дидье предлагал ему похитить мимо проходящих девочек, а ещё он подозрительно долго ремонтирует подвал. На этот раз «фантазёр» находит благодарного слушателя в лице едва оперившегося новичка Пола Шартье (Антони Бажон). У Шартье тяжёлое детство, красивая невеста и феноменальные память и интуиция. Пылкий юноша убеждает начальника одобрить операцию «Мальдорор» — не вполне законную слежку за Дидье, который к тому же имеет срок за растление.

Поднаторевший по части воображаемых ужасов бельгиец Фабрис Дю Вельц взялся за жанр триллера, вооружившись реальной национальной травмой, и создал лучший, даже революционный триллер последних лет.

«Дело “Мальдорор”», кадр: O'Brother Film

Какой-нибудь голливудский крутой полицейский Серпико или другой «настоящий детектив» на этом месте ворвался бы в подвал, освободил заложниц и отправил мерзавца за решётку. Но перед нами не крепкий полицейский триллер, как может показаться из аннотации, а вязкий социальный кошмар от мастера хорроров Фабриса Дю Вельца. Пять лет назад в Локарно его «Поклонение», в котором нежный подросток помогает бежать из лечебницы сверстнице с шизофренией, разрушило миф о первой романтической любви, напоминая, что в реальности она часто становится источником тяжёлых психологических травм. На этот раз Вельц берётся за ещё один популярный в жанровом кино сюжет об отважном полицейском, ради справедливости попирающем трусливых начальников и презумпцию невиновности.

«Мальдорор» — триллер, в котором нет, казалось бы, центрального элемента — ожесточённого противостояния самоотверженных законников и злодея. С маньяком тут никто не борется, Дидье с сообщником действуют нагло, открыто и постоянно маячат в полицейских отчётах (которые пересылаются по факсу и не читаются), чем доводят до исступления несчастного Шартье, позабывшего покой и сон, но не субординацию. Исполнено всё это в манере, отсылающей к модной в середине 90-х «Догме» и суровому реализму братьев Дарденн. Психологические диалоги-дуэли на крупных планах сменяются жуткими found footage и трясущейся, будто от страха, ручной камерой. Саундтрек навязчивый, второстепенные герои театральны, но сообщающийся с реальностью сюжет наполняет своей витальностью даже их. Ещё больше затягивает в этот мрак феноменальная работа Антони Бажона. Молодой актёр непременно увёз бы с Венецианского кинофестиваля Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль, если бы «Мальдорор» не был показан вне конкурса. Его Поль Шартье появляется в кадре неокрепшим юнцом, а прощается с публикой взглядом, свидетельствующим о трансформации в духе «Иди и смотри».

Бедолага Шартье со своим нюхом и боевой стойкой — словно пёс, который душит себя в попытках сорваться с короткого поводка, в то время как добыча прямо у него под носом.

«Дело “Мальдорор”», кадр: O'Brother Film

Мальдорор — трудное для запоминания слово, но, похоже, синефилам придётся его выучить. Поднаторевший по части воображаемых ужасов бельгиец Фабрис Дю Вельц взялся за жанр триллера, вооружившись реальной национальной травмой, и создал лучший, даже революционный триллер последних лет. В основе «Дела “Мальдорор”» лежит позорное расследование преступлений педофила Марка Дютру. Проваленное дело привело к массовым протестам и радикальным реформам органов правопорядка, но и спустя тридцать лет в расследовании много белых пятен, которые заполняются теориями заговора и легендами о тайных обществах с протекцией «на самом верху». Их Дю Вельц тоже пускает в ход, а чтобы не прослыть конспирологом, пользуется формулой, открытой Тарантино в «Однажды в... Голливуде»: помещает в реальный мрак вымышленного румяного идеалиста с усиками и сложной судьбой, который переписывает историю.

Несмотря на уже упомянутое отсутствие ключевого элемента, этот триллер завораживает и заставляет поёжиться даже бывалого синефила. Помимо шоковых сцен с плотоядными свиньями и детским порно (за кадром), он эксплуатирует страх, более реальный и распространённый, чем педофильская тайная ложа: вынужденная, а впоследствии и выученная беспомощность. Бедолага Шартье со своим нюхом и боевой стойкой — словно пёс, который душит себя в попытках сорваться с короткого поводка, в то время как добыча прямо у него под носом. Неважно, виной тому тайный заговор или преступная халатность, последствия грозят только тем, кто оказался с этой удавкой на шее, разрываясь между моральным и профессиональным долгом.