11 июля в российский прокат выходит хоррор «Максин ХХХ» — завершающая часть слэшер-трилогии Тая Уэста. Ретро-франшиза «Х» посвящена женщинам в поисках признания и ностальгии по старым фильмам ужасов. Третий фильм углубляется в историю порнозвезды, которая пробивает себе путь в большое кино, а заодно противостоит маньяку. Рассказываем, почему «Максин ХХХ» — слабое звено.
1985 год, Лос-Анджелес. Максин Минкс (Миа Гот) сделала успешную карьеру в фильмах для взрослых, но мечтает покорить Голливуд. Наконец ей предоставляется такой шанс: девушка получает роль в хорроре «Пуританка II». Максин готовится к съёмкам, пока её знакомых не начинают убивать одного за другим. Город терроризирует Ночной Сталкер, маньяк, который наносит очередной удар под покровом ночи. Максин подозревает, что преступления имеют отношение к её прошлому.
До сотворения первой части хоррор-трилогии «Х» американец Тай Уэст оставался нишевым режиссёром, о котором слышали разве что самые преданные фанаты жанра ужасов. Свои фильмы о дурных гостиницах с привидениями («Тайны старого отеля»), паническом страхе американцев перед оккультизмом («Дом дьявола») и тоталитарных сектах («Таинство» посвящено трагедии в Джонстауне) постановщик возил на престижные смотры — SXSW, «Трайбеку», Венецианский кинофестиваль. Однако широкого признания у зрителя Уэст не получил, даже несмотря на продюсерское покровительство Элая Рота.
Когда же непопулярный Тай решил попытать счастья в слэшере и скооперировался с инди-студией A24 — все звёзды наконец сошлись. Благодаря бодрому, язвительному и кровожадному «Х» (2022) Уэста сразу же окрестили одним из главных хоррормейкеров современности.
Слэшер, стилизованный под «Техасскую резню бензопилой» и «Ловушку для туристов», заработал в мировом прокате около $15 млн при скудном бюджете в $1 млн. Время действия ностальгического «Х» — урожайный для хорроров 1979 год, который заставил массового зрителя содрогаться от «Чужого» и «Ужаса Амитивилля». До этих кассовых хитов ещё не успел остыть след «Хэллоуина» (1978) Джона Карпентера, чью параноидальную эстетику Уэст любовно вплетает в завершающую часть своей трилогии — «Максин».
«Х» повествовал о фатальной поездке группы молодых энтузиастов на ферму в Техасе, которую они арендовали у пожилой пары для съёмок своего порнофильма. Режиссёр скрестил «Ночи в стиле буги» с «Техасской резнёй»: процесс создания контента для взрослых чередовался с внезапными нападениями маньяка. На выходе Уэст получил винтажный слэшер о столкновении со смертельно опасной скорбью по дням безвозвратно ушедшей юности.
Обезумевшая старуха Пэрл (тщательно загримированная Миа Гот) расправлялась с молодыми и амбициозными гостями, чьи тела по обыкновению скармливала упитанному аллигатору (привет «Реке большого каймана», тоже вышедшей в 1979-м). По заветам слэшера в этой жестокой мясорубке уцелела лишь «последняя девушка» — порноактриса Максин Минкс (Миа Гот), которой и посвящён хоррор «Максин ХХХ». Приквел «Х» «Пэрл» (2022) же копался в молодости старушки-маньячки, чью мечту стать звездой зарубили на корню в далёком 1918 году.
Во втором фильме трилогии Уэст объединил «Волшебника страны Оз» с историей Лиззи Борден: мечтательная девушка, заточённая на ферме с ненавистными родителями, быстро разочаровалась в жизни и взяла в руки топор.
«Пэрл» не только ознаменовала бенефис Миа Гот, но и стала по-настоящему вирусным хоррором. Сцены с истерикой на прослушивании в церковный хор («Please, I'm a star») и финальным срывом героини бесконечно цитировали в TikTok. Ретро-приквел «Х» справедливо называли «Джокером» для девочек, а неистовая Миа Гот, по щелчку пальцев слетавшая с катушек, окончательно утвердилась в звании королевы современного хоррора. «Пэрл» оказалась едва ли не самым ярким поп-культурным феноменом последних лет. Учитывая восторженный приём этого камерного хоррора на Венецианском кинофестивале 2022 года, ожидания от «Максин» были самые высокие. Если «Х» ещё можно было пожурить за вторичность, то «Пэрл» выглядела самобытным высказыванием о крахе американской мечты и суровой изнанке голливудских сказок.
Финальная часть франшизы «Х» «Максин» наследует мотивы двух предыдущих фильмов. Тай Уэст вновь предлагает зрителю историю о молодой женщине, которая готова на всё, лишь бы добиться признания, и заглядывает в тёмные уголки американской киноиндустрии. Режиссёр отправляет непробиваемую Максин Минкс в Лос-Анджелес середины 1980-х: состоявшаяся порноактриса также выступает в пип-шоу, но мечтает во что бы то ни стало попасть на «фабрику грёз». Героиня Миа Гот видит цель — не видит препятствий. Ещё в детстве Максин усвоила важный урок: не принимать жизнь, которой она не заслуживает. Когда у девушки появляется возможность начать карьеру в Голливуде с хоррора, подобно Джейми Ли Кёртис и Джону Траволте, она понимает, что ради заветной роли не побрезгует ничем. Если мужчина встанет на пути Максин к съёмкам в «Пуританке II» — она раздавит его гениталии каблуком или сразу отправит на тот свет.
Психопатические наклонности героини, усвоенные у Пэрл, стремительно набирают обороты, поэтому переживать за безопасность девушки зрителю вряд ли стоит. А вот вздрагивать от каждого следующего удара маньяка по прозвищу Ночной Сталкер (или его подражателя) — придётся.
В «Максин ХХХ» Тай Уэст остаётся верным авторской формуле: режиссёр смешивает жанровые оммажи с аутентичным изображением эпохи. «Х» зарекомендовал себя грязным слэшером в контексте «золотого века» американской порноиндустрии. «Пэрл», стилизованная под формат Technicolor, цитировала шедевры немого кино и пародировала классические голливудские мюзиклы на фоне пандемии испанки. «Максин» облачается в стильный костюм эротического триллера 80-х в условиях «сатанинской паники». На сей раз Уэст заигрывает с итальянским джалло и нуаром. Делает он это как всегда — безжалостно и со вкусом. Город грехов Лос-Анджелес населяют разного рода извращённые личности — от постоянных клиентов пип-шоу в кожаных перчатках до неуловимого Ночного Сталкера, у которого есть реальный прототип — серийный убийца Ричард Рамирес (он появлялся в «Американской истории ужасов: 1984»). Однако Максин, ещё в «Х» доказавшая, что может за себя постоять, представляется неуязвимой в реалиях гротескно порочного и криминального города.
Голливуд оказывается таким же беспринципным и карикатурно дьявольским местом: дом из «Психо» угрожающе взирает с холма, а часть команды «Пуританки II» (режиссёр, две актрисы) буквально замарает руки кровью (правда, искусственной). Неслучайно фильм открывается цитатой Бетт Дэвис: «В моей профессии пока ты не станешь монстром, ты не станешь звездой». Ледяная постановщица Элизабет Бендер (абсолютно хладнокровная Элизабет Дебики), снимающая низкопробные, но дико популярные в 80-х фильмы ужасов, учит свою протеже Максин быть безжалостной, отсекать мысли о прошлом и идти по головам. Только чтобы исполнить главную роль в сиквеле мятежной «Пуританки», мисс Минкс перешагнёт через трупы коллег по шоу-бизнесу и бровью не поведёт, когда придётся выбирать между смирением и местью.
Максин убедительно заявляет себя аморальной злодейкой, но её магнетический образ разрушается, стоит героине примерить амплуа спасительницы. Беда в том, что Тай Уэст снимает чересчур прямолинейную историю о женской эмансипации. То, что бесстрашная героиня Миа Гот справится с чем угодно и взойдёт на голливудский олимп, становится очевидно в первые минуты фильма. Даже сексуальная объективация Максин мужчинами, которых она встречает на пути, выглядит нелепо, ведь эта девушка может покарать любого, кто косо на неё посмотрит. В «Пэрл» трагедия девушки из Техаса заключалась в невозможности осуществить мечту. «Х» же размышлял о чудовищных последствиях нереализованности.
Закрадывается подозрение, что Тай Уэст снял «Максин» только ради того, чтобы добиться справедливости для глубоко несчастной Пэрл, которая с детства видела себя звездой. В последнем фильме трилогии «Х» линия героини Миа Гот строится по принципу: она всегда получает то, чего хочет.
В какой-то момент история с посылом «The world is yours», только окрашенная в параноидальные оттенки «Птицы с хрустальным оперением» Дарио Ардженто, банально утомляет.
Арка Максин — единственная осмысленная в фильме. Женщина-режиссёр Элизабет беспрерывно разглагольствует о безжалостных законах киноиндустрии и банально отлынивает от работы. Девушек, снимающихся в порно и дешёвых ужастиках, манят и губят Голливудские холмы. Предшественница Максин Молли Беннетт (Лили Коллинз) увековечивает свой истошный вопль в кино и застывает в одном амплуа. Главную героиню окружают персонажи-функции, которым, увы, не вырваться за пределы шаблонов. Частный сыщик Джон Лабат (Кевин Бейкон, сыгравший вожатого Джека в «Пятнице, 13-м») нагоняет страху сталкингом, но недооценивает садистский нрав Максин. Расследование серии убийств с оккультным флёром, которое ведёт полиция Лос-Анджелеса, и вовсе кажется пародией на все детективные процедуралы сразу. Бесконечное повторение протестов религиозных моралистов против безбожного Голливуда, видимо, заполняет пустоты в сценарии, как и нелепый эпизод с погоней по съёмочной площадке.
Не сказать, что эпоха 80-х в «Максин» передана с особой щепетильностью. Как обычно, ностальгия по «тому времени» складывается из песен ZZ Top, Ratt и New Order, броских детальных костюмов и афиш кинотеатров (в прокате — «Огни святого Эльма»), но всё это в совокупности смотрится лишь красивым обрамлением банальной истории о цене успеха. Даже тень Ночного Сталкера растворяется в перипетиях судьбы Максин. Синефильский юмор в основном касается быстрого угасания звёзд Голливуда (могила Джуди Гарленд в кадре тому пример) и во многом рассчитан на фанатов франшизы. Максин, к примеру, тушит сигарету о звезду первой женщины-вамп в кино, Теды Бары, на «Аллее славы» (Теда — кличка аллигатора Пэрл).
Смотреть финальную часть «Х» в отрыве от предыдущих — дело рискованное. Если к разнообразному графическому насилию поклонники джалло будут готовы, то драма главной героини может просто не зацепить. «Максин» завершает психопатический портрет прирождённой актрисы, но без «Х» и «Пэрл» пазл всё-таки не складывается. Миа Гот постепенно повышает градус безумия и даёт волю внутренним демонам. Нервный срыв она на этот раз не переживает, но по-прежнему получает удовольствие от физического доминирования. Гот — действительно непревзойдённая f**king star современного хоррора. Но хватит ли её завораживающей ярости, чтобы удержать внимание не посвящённых в трилогию Уэста зрителей, — вопрос на засыпку.