Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает «Общество мёртвых поэтов» 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискренности, банальности, ограниченности, а персонажа Робина Уильямса и вовсе обзывает сценарным приёмом, но не героем истории. Даша Видре перевела гневную статью Эберта, так что есть возможность узнать, что именно расстроило Роджера и какую книгу он настоятельно рекомендовал прочитать создателям фильма.


«Общество мёртвых поэтов» — это подборка благонамеренных банальностей, которая пытается казаться смелым выступлением в защиту чего-то смутного — вроде бы того, чтобы надо поступать так, как хочется. Это фильм о вдохновенном и чуждом условностям учителе английского и его учениках в «лучшей частной школе Америки», которых он учит подвергать сомнению традиционные взгляды с помощью методов типа залезания на стол. Гениального учителя, естественно, увольняют из школы, и когда ученики встали на свои столы в знак протеста, я был так тронут, что меня чуть не стошнило.

В фильме Питера Уира много шума вокруг поэзии, куча коротеньких цитат из Теннисона, Геррика, Уитмена и даже Вейчела Линдсея, а изредка происходят и храбрые вылазки в сторону прозы, доходящие аж до «Уолдена» Торо. Однако язык этих авторов не обсуждается, из их произведений просто надёрганы обрывки, которые используются как слоганы для того, чтобы подтолкнуть учеников к большей личной свободе. Настоящий хороший учитель прививает ученикам любовь к поэзии, этот же — лишь любовь к собственной особе. 


Роль непредсказуемого Джона Китинга, учителя английского в престижной академии Уэлтон в Вермонте, исполняет Робин Уильямс. Его игра балансирует между сдержанностью и выпендрёжем.

Большую часть времени Уильямс с успехом изображает умного, остроумного и начитанного молодого человека. Но в некоторых сценах даёт о себе знать его привычный сценический образ — например, когда он изображает, как Марлон Брандо и Джон Уэйн декламируют Шекспира. 

Его персонажу не хватает глубины, если сравнить его с другими великими учителями в кино — такими как мисс Джин Броди и профессор Кингсфилд. Китинг — скорее сюжетный приём, чем человек. 

Сюжет ещё и вторичен, это переработанная история из романа и фильма «Сепаратный мир» и других произведений, в которых хорошие умирают молодыми, а старики-невротики брызжут ненавистью ко всему живому.  Ключевой конфликт фильма — между Нилом (Роберт Шон Леонард), мальчиком, который мечтает стать актёром, и его отцом (Кёртвуд Смит). Тот велит сыну стать доктором и запрещает думать о сцене. Отец суров и непреклонен, и сын, которому не хватает силы воли, чтобы ему противостоять, кончает с собой. Его смерть произвела бы на меня большее впечатление, если бы казалась спонтанным жестом отчаяния, а не тщательно прописанной и снятой драматичной сценой.


Другие элементы фильма тоже выбраны словно детали для этого выдуманного пазла. Подростковому роману между учеником Уэлтона и местной девушкой уделено так мало экранного времени и сам роман такой условный, что только отвлекает. И просто неловко смотреть сцены со встречами Общества мёртвых поэтов, нарочито богемной группы учеников, которые тайно встречаются по ночам в пещере рядом со школой.

Китинг основал Общество, когда был студентом, но в новой инкарнации оно напрочь лишено какой бы то ни было загадки, бунта или дерзости. Сцены встреч Общества плохо прописаны, чудовищно нескладны, к примеру — танцы под стихи Линдсея «Конго» и многочисленные попытки пленить девушек, читая им случайные строчки из стихов. Действие фильма происходит в 1959 году, но эта показная богема не слыхивала о Керуаке, Гинзберге и вообще о движении битников.


В одной сцене особенно хорошо видна дистанция между манипулятивными приёмами фильма и тем, о чём он якобы рассказывает. Когда руководство школы спускает на Китинга собак (и вешает на него ответственность за самоубийство мальчика), один ученик оказывается стукачом и говорит старым хрычам то, что они хотят услышать. Потом, в ответ на вопросы сверстников, он произносит полную ненависти речь, которая звучит абсолютно неправдоподобно, единственная её цель — неловкая попытка выставить этого мальчика злодеем. Затем другой мальчик даёт ему в челюсть, к вящему восторгу зрителей. Вся сцена насквозь фальшивая и существует только для того, чтобы эта оплеуха разрешила ситуацию, с которой иным образом сценарий справиться не готов.

«Общество мёртвых поэтов» — не худший из бессчётного количества свежих фильмов о хорошей молодёжи и консервативных, деспотичных взрослых. Однако он, пожалуй, бесстыднее всех пытается угодить молодой аудитории. Фильм на словах восхваляет качества и ценности, которые, судя по сценарию, сам же с радостью готов отринуть. Если вы призываете Генри Дэвида Торо в святые покровители своего фильма, то потрудитесь сделать такой фильм, который пришёлся бы ему по душе. Вот одна из моих любимых цитат из «Уолдена» Торо, книги, которую авторам этого фильма я бы настоятельно рекомендовал проштудировать: «...вместо того, чтобы выяснять, как сделать приобретение моих корзин выгодным для людей, я стал искать способов обойтись без их продажи». Задумайтесь об этом. 

Читайте также
Картина «Никогда, редко, иногда, всегда»: верный ответ подчеркнуть
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала получила спецприз жюри на фестива...
Вечно нежный возраст: премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» 
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в центре сюжета подростки, место дейст...
Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского про...
«Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экр...
«Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польском хорроре «Штат москитов». Метафоры,...
Фильм «Думаю, как всё закончить»: история искусств и расходящиеся миры
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё закончить». Максим Ершов пытается без отк...
Также рекомендуем
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, спо...
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Андж...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, спо...
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Андж...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...

Последние новости

Фестиваль ORIGINAL+ объявил победителей
Главный приз получила драма «Неверные».

Новый промо-ролик драмы «Онегин»
С прочтением письма Татьяны от современных поэтесс.
Уэнделл Пирс сыграет Перри Уайта в «Супермене» Джеймса Ганна
Ранее эта роль принадлежала Лоренсу Фишбёрну.
Промо-ролик фильма ужасов «Воображаемый друг»
Про детские игрушки с ужасающей тайной.
Полина Максимова и Дмитрий Чеботарёв на новых кадрах «Адама и Евы»
Романтическая комедия стартует в кинотеатрах с 7 марта.
00:00