Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт о фильме «Инопланетянин»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ продолжает переводить важные тексты о кино всех времён и народов. Но в этот раз в нашу рубрику попал совсем необычный очерк. Рецензия Роджера Эберта на фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин», которую в 1992 году он представил в виде трогательного письма своим внукам. Или, наоборот, это письмо от дедушки с бережно вплетённым внутрь разбором картины. В общем, перед вами интересное описание детского переживания во время первого знакомства с фильмом о госте с другой планеты, дружбе и отваге.

Перевод Даши Видре. 


Дорогие Рейвен и Эмиль!

В воскресенье мы с вами сидели на большом зелёном диване и смотрели «Инопланетянина» вместе с вашими мамой и папой. Вы оба смотрели его в первый раз, хотя знали чуть-чуть, про что там, потому что мы катались на аттракционе «Инопланетянин» в парке Universal. Я много раз пересматривал этот фильм после его выхода в 1982 году, поэтому одним глазом смотрел на экран, а другим — на вас двоих. Я хотел посмотреть, как мальчик в свой четвёртый день рождения и девочка, которой на прошлой неделе исполнилось семь, воспримут этот фильм.Ну что, как говорят дедушка Роджер и его коллеги, для вас обоих он «выстрелил».

Рейвен, ты не отрывала глаз от экрана, даже когда казалось, что И-Ти умирает, и ты прижалась ко мне, потому что испугалась.Эмиль, тебе несколько раз пришлось залезть папе на колени, но ты тоже не отвлекался от фильма. Никаких походов в уборную или поиска потерявшейся игрушки: ты cмотрел очень сосредоточенно.


В одной из первых сцен мы видим космический корабль и понимаем, что какое-то маленькое существо осталось за бортом. Корабль спешно улетает, после того как на его поиски отправляются люди на грузовиках. Фары грузовиков и фонарики разрезают туманную ночь своими лучами — вы помните этот эффект по аттракциону в Universal. И вы ясно слышите, как звенят ключи на поясе у этих людей. То же самое переживал бы и потерявшийся маленький инопланетянин.

Затем мы видим пригородный дом, чем-то похожий на тот, в котором живёте вы, с широким проездом и большим задним двором. Маленькому мальчику по имени Эллиотт (Генри Томас) кажется, что он видит или слышит что-то во дворе. Мы уже знаем, что это И-Ти.

Камера следит за движениями Эллиотта. И тут-то ты, Рейвен, спросила меня: «Мы сейчас смотрим глазами И-Ти?» А я сказал, что да, мы видим всё с его точки зрения. И подумал, что ты задала очень хороший вопрос, потому что большинство ребят твоего возраста не заметили бы, что у камеры есть точка зрения, что мы смотрим на всё с очень низкой высоты, как смотрит маленькое существо, и чувствуя то, что чувствовал бы он (или она), заблудившись на чужой планете.


Пока мы смотрели фильм, я понял, как ты была права, задав свой вопрос. Весь фильм основан на том, что люди из кино называют «точкой зрения». Почти все главные кадры мы видим либо так, как их видит И-Ти, либо так, как их видит Эллиотт. И мы понимаем всё так, как понимают они. Нет важных моментов, когда камера отъезжает, и кажется, что она смотрит глазами взрослого. Обычно мы видим всё происходящее глазами ребёнка — или инопланетянина.

Когда Эллиотт и И-Ти впервые видят друг друга, они в ужасе отпрыгивают в разные стороны и вскрикивают. Мы видим их с точки зрения друг друга. Когда камера берёт общий план, чтобы показать всю сцену, она старается делать это не глазами взрослого. Например, есть сцена, в которой мама Эллиотта (Ди Уоллес-Стоун) хлопочет по хозяйству и не замечает, что по комнате мечется И-Ти, едва успевая отскочить, чтобы она его не увидела. Камера остаётся в стороне от неё. Мы не видим, как её взгляд перемещается из стороны в сторону, потому что здесь это неважно.


Позже есть один замечательный момент, когда мы смотрим на происходящее её глазами. Она заглядывает в шкаф Эллиотта и смотрит на выставленные в ряд мягкие игрушки, не замечая, что среди этих игрушек сидит И-Ти. Мы все смеялись в тот момент, но это исключение: в основном мы видим всё глазами маленьких, а не больших. (Например, в сцене Хеллоуина, где И-Ти накрывают простыней, мы, как и он, видим всё через прорези в этой простыне.)

Затем в сценах, во время которых ты очень волновалась, Рейвен, люди на грузовиках возвращаются. Они знают, что И-Ти в доме Эллиотта, это учёные, которые хотят изучить инопланетное существо. Но они не объясняют на своём взрослом языке, что делают. Мы слышим только обрывки их разговоров, как слышит их Эллиотт.

К этому моменту мы уже знаем, что между Эллиоттом и И-Ти возникла связь, и Эллиотт чувствует, что И-Ти умирает. Эллиотт кричит взрослым, чтоб те оставили его друга в покое, но они не обращают внимания. Дети знают, каково это. А потом старший брат Эллиотта за рулём машины, на которой они спасаются, говорит: «Я никогда еще вперёд не ездил!» — и очень легко представить себя на его месте. Дети всегда смотрят, как водят их родители, но не могут делать это сами.


Мы пришли в восторг от сцены с полётом велосипедов. Мы подозревали, что это случится, потому что И-Ти уже поднимал в воздух велосипед Эллиотта, так что мы знали, что он на это способен. Я подумал, что сцена погони перед полётом велосипедов была немного затянута, словно Стивен Спилберг (автор фильма) пытался создать ненужное напряжение. Но когда велосипеды оторвались от земли, это было круто! Помню, когда я смотрел фильм в Каннах, даже тамошние зрители, которые видели тысячи фильмов, в этот момент вскрикнули.

А ещё есть сцена в конце, когда И-Ти уже позвонил домой, и за ним прилетел космический корабль. Они с Эллиоттом в лесу. С корабля опустился трап, и у входа мы видим ещё одно существо, похожее на И-Ти, освещённое сзади. Эмиль, ты сказал: «Это мама И-Ти!» А после секундной паузы добавил: «Но откуда я это знаю?». Мы все посмеялись, потому что ты так смешно это сказал, как ты умеешь, — ты же комик по природе. Но сейчас я вспоминаю об этом и думаю: а действительно, как Эмиль об этом узнал? Может быть, это папа И-Ти, или сестра, или пилот корабля. Но я с тобой согласен, наверное, это была его мама, потому что, когда она звала И-Ти, это было очень похоже на звуки, которые издаёт он сам.


А потом я подумал, что раз ты это понял, — это знак того, как хорошо Стивен Спилберг сделал этот фильм. Тебе четыре, и тебе рановато понимать всё про «точку зрения», но ты уже достаточно взрослый, чтобы на неё реагировать. На протяжении всего фильма ты почти всё видел глазами И-Ти или Эллиотта. И к концу фильма ты уже представлял себя на месте И-Ти. По ком он скучал больше всего? Кого он хотел видеть у дверей космического корабля? Свою маму.

Конечно, возможно, что Стивен Спилберг видит всё по-другому и считает, что И-Ти только кажется ребёнком, а на самом деле ему 500 лет. Но это неважно, потому что Спилберг даёт каждому возможность понимать по-своему. Это признак великого режиссёра. Он объясняет только то, что необходимо, а когда фильм хороший, то чем дальше, тем меньше надо объяснять. Какой-нибудь другой режиссёр, не такой хороший, мог бы добавить субтитр: «И-Ти, ты тут? Это мама!» Но это было бы по-дурацки. И это лишило бы тебя, Эмиль, удовольствия от того, что ты понял, что это мама И-Ти, и радости от того, что ты нам об этом сказал.

Ну, вот и всё письмо. Мы отлично провели выходные, ребята. Горжусь тем, как храбро вы себя вели, впервые в жизни катаясь на пони. И горжусь тем, какие вы хорошие кинокритики.

С любовью, дедушка Роджер.


Читайте также
Лучшие рецензии всех времён: Полин Кейл о «Последнем танго в Париже»
КИНОТВ переводит лучшие рецензии всех времён и народов. Эти тексты важны и сами по себе, но, кроме того, могут стать поводом, чтобы пересмотреть (и...
«Тайная жизнь» Терренса Малика: австрийский вальс
Возможно, последняя большая, и в смысле хронометража, и фамилии режиссёра, и фестивальной судьбы, кинопремьера этой весны — фильм Тер...
Стоит ли смотреть документальный фильм про коронавирус на Okko
Татьяна Алёшичева разбирается в свежем контенте об актуальной проблеме и в самой проблеме. Краткий пересказ «Эпидемии коронавируса» на&nbs...
«Аутло»: Алексей Васильев нашёл новый манифест нового поколения
Одним из самых обсуждаемых фильмов сезона точно станет драма Ксении Ратушной «Аутло» — провокационный полнометражный клип, наполненный матом, сексом...
Штамп кровью: как полюбить фильм «Бладшот»
Анастасия Сенченко — редкий (очень редкий) критик, кому понравился новый боевик Дэйва Уилсона с Вином Дизелем в главной роли. Текст ниже —...
Автоматическое удовлетворение: в прокат выходит «Калашников»
С 20 февраля в российском прокате «Калашников». Байопик о легендарном конструкторе, создателе самого известного в мире автомата. Тимур Алиев разбирается в неп...
Также рекомендуем
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку...
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...
«Неортодоксальная» — сериал, который все либо уже посмотрели, либо всё ещё смотрят. Это история про смелую попытку...
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00