До российского проката добралась картина Динары Друкаровой «Лили и море». Это её полнометражный режиссёрский дебют, премьера которого состоялась в программе «Новые режиссёры» на фестивале в Сан-Себастьяне. О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную, но свободолюбивую героиню, рассказывает Тимур Алиев.
Исландия, родина уникального языка и обитель малоэтажных домов на небольшом острове. Здесь живут рыболовецким промыслом, сюда же прибывает и Лили (главную роль исполнила сама Друкарова). Молодая девушка, уехав из Франции по каким-то причинам (об этом сценарий умалчивает), решает начать жизнь с чистого листа. И устроиться на рыболовецкое судно, в мужскую команду.
«Если не найдёшь работу, мой брат ищет няньку для ребёнка», — подшучивает член первой же команды, к которому обратилась Лили. Социально одобряемый в патриархате сексизм — самое мягкое, с чем в своих поисках столкнётся Лили. У неё, кажется, за спиной нет ничего — ни жизненного опыта, ни специфических навыков, ни семьи, ни друзей, ни денег. До судьбоносного знакомства с капитаном корабля Яном (бельгийский актёр Сэм Лаувейк) пройдёт некоторое время. Мы увидим, как Лили ночует где попало и потягивает бутылку пива дольше, чем остальные посетители бара.
Друкарова многим знакома по фильму «Купе № 6», где она исполнила роль партнёрши главной героини. Для знатоков это, конечно же, Галя из «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского и Лиза, дочь инженера Радлова из «Про уродов и людей» Алексея Балабанова. Начав актёрскую карьеру в Ленинграде в конце 80-х, через десятилетие Динара блистала и в европейском кино. В конце 90-х она переехала во Францию, где снималась у Жюли Бертуччелли («С тех пор, как уехал Отар»), Паскаля Боницера («Знаки страсти»), Арно Деплешена («Три воспоминания моей юности») и Михаэля Ханеке («Любовь»).
Не у всех актёров возникают режиссёрские амбиции, но у Друкаровой они есть. Её «Лили и море» как будто отчасти автобиографичное кино (как и героиня фильма, Динара начала карьеру с новой страницы, перебравшись в Европу). Хотя де-факто это экранизация одноимённого романа Катрин Пулен, вышедшего в 2016 году. Там героиня, правда, сбегает от упорядоченной жизни на Аляску, и чуть больше внимания Пулен уделяет романтической линии. Друкарова расставляет акценты на приспособляемости Лили к «неженской» работе. Поговорку о женщине на корабле отважные рыболовы, похоже, не слышали, а зря — именно с появлением Лили в команде начинается разлад отработанных механизмов взаимодействия.
«Лили и море» очень неторопливо рассказывает о пути Лили и её приключениях. К этому реально стоит быть готовым: это ещё не медленное кино, скажем, Цай Минляна или Николаса Виндинга Рефна, но близко к нему. Друкарова, вместе со своей героиней удаляясь от серости и обыденности (судя по всему, эта часть жизни во Франции тяготила девушку), погружается в состояние рефлексии. Её обрывочная жизнь у берегов Исландии (в основном на корабле, реже на суше) — набор статичных кадров с природными красотами напополам с суетой рыбного промысла, абсолютно новым для неё профессиональным ремеслом.
Её Лили не остановит ни буря, ни травма, ни страх смерти. С каждым новым вызовом судьбы, будь то упавшая на руку рыба в несколько килограмм или возникновение чувств к напарнику по рыболовству (естественно, это конвенциональный обаятельный мужчина, ни шага в сторону от первоисточника), её характер крепнет, а вот с целеполаганием и мало-мальским планированием у героини не складывается.
Зрители вряд ли разберутся во внутренних мотивах, которые в принципе подтолкнули Лили бросить привычный уклад жизни и рвануть во все тяжкие на поиски нового.
В картине «Невероятная жизнь Уолтера Митти» мы легко проникаемся характером персонажа Бена Стиллера — офисного клерка, которому необходимо отправиться в путешествие (и по работе, и ради персональных открытий). В дебюте Друкаровой этого отчаянно не хватает, в том числе никак не помогает найти связующие точки соприкосновения с главной героиней блёклый второй план. Члены команды, объединённые общим ремеслом, едва ли минимально раскрываются в ходе рейса: зрители ничего не узнают ни о ком из них, за исключением одной-двух деталей вроде любимого блюда или наличия/отсутствия семьи.
Работая и снимая в Европе, Друкарова отчего-то тянет за собой шлейф советско-российской ментальности. Вместо дилеммы, которую ставит перед собой героиня романа Пулен, Лили в художественной вселенной режиссёрки предстаёт минималистичной Зеной — непокорной, как шторм, но в то же время адаптирующейся, прогибающейся под давящий со всех сторон патриархат. Эта дуальность по-своему притягательна, но в то же время градус конформизма персонажа ближе к финалу сводит на нет все усилия по созданию неоднозначного и самодостаточного образа. Если сегодня феминистский дискурс в европейском арт-мейнстриме таков, пускай. Посмотрим, к чему он приведёт через несколько лет — к попытке демократического равенства или покрывательству традиционалистского женского счастья.