Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою очередь, повествует о знаковом месте в жизни режиссёра, чьё имя вынесено в название картины. Здесь жил, снимал свои фильмы и умер великий Ингмар Бергман. Подробно в материале.
Тони (Тим Рот) и Крис (Вики Крипс), американская пара режиссёров, приезжают на остров Форё — легендарное место, где жил и работал Ингмар Бергман. Оба собираются трудиться над своими новыми фильмами, оба увлечены творчеством великого шведа. Спасительное уединение, уютный дом, природа и пара велосипедов — всё, что нужно для вдохновения. Даже любимая дочь героев осталась в Америке. Местные, которые работают в музее Бергмана и вокруг него, готовы сколько угодно говорить с Тони и Крис о режиссёре, имя которого стало синонимом шведской культуры, — но всё же не стоит перегибать палку. Потому что другая часть населения острова такие разговоры на дух не переносит. У них с почившим Бергманом установлено условие: туристам знать лишнего не стоит.
У Тони дела со сценарием движутся лучше, чем у Крис, и это фрустрирует её. А может, она находится в этом состоянии уже давно. Героиня пытается отвлечься, знакомится с молодым студентом, который показывает ей не столь растиражированные бергмановские места. И история постепенно уходит от Тони, плотное облако внимания вокруг его персонажа рассеивается и сосредотачивается на Крис, её желаниях, стремлениях, её пути.
Миа Хансен-Лёв — кинематографистка очень романтического, ромеровского толка. Она любит разговоры о высоком, интеллектуалов, рассуждающих о кино, литературе и театре, и, конечно, восхваляет любовь, и чтобы обязательно на всю жизнь. Героиня её «Первой любви» (2011), юная Камилла, влюбилась в Салливана. И когда тот её оставил, не смогла его забыть, даже повстречав другого, взрослого мужчину, с которым ей стало хорошо и спокойно. Эта любовь больше походила на одержимость: героиня была готова отказаться от себя, чтобы быть рядом с тем, в ком видела смысл жизни. Этому виду любви Хансен-Лёв остаётся верна и в «Острове Бергмана», однако работает с этим чувством теперь иначе: закольцовывает его, выворачивает наизнанку. Именно о такой болезненной любви рассказывает Крис своему партнёру Тони — эта история должна стать сюжетом её нового фильма. И границы между фильмом Хансен-Лёв и фильмом её героини начинают стираться, проникать друг в друга, добавляя в работу первой новое, почти физически осязаемое измерение. Фильмы самого Бергмана, которые смотрит пара, фильмы Тони и Крис разрывают пространство картины Мии Хансен-Лёв, создавая мета-полотно, которое неожиданно складывается в автопортрет самой режиссёрки, бывшей партнёрши Оливье Ассайаса, долгое время находившейся в его творческой тени.
В будущем фильме Крис героиня по имени Эми (Миа Васиковска) приезжает на свадьбу подруги на остров Форё и встречает там Джозефа (Андерс Даниелсен Лье), в которого была когда-то влюблена, но который оставил её. У них снова завязывается мимолётный роман, но Джозеф находится в отношениях с другой девушкой и не особенно заинтересован в чём-то серьёзном с Эми. Героиня мечется в душащих её объятиях вновь вспыхнувшего чувства, но любовник бросает её снова. Этот сюжет очень беспокоит Крис, она не уверена, что он вообще достоин того, чтобы стать полноценным фильмом. И если сама Хансен-Лёв в своем фильме 2011 года знала, как обращаться с подобной историей, её новая героиня теряется и сомневается, как именно направить её дальше и к чему привести.
Одержимость, абсолютная заворожённость одним-единственным объектом, конечно, прослеживается в «Острове Бергмана» и на самом поверхностном уровне. Неспроста же Крис и Тони, поклонники творчества Бергмана, приезжают именно в это место, настолько обросшее легендами, что за ними сложно разглядеть суть. Режиссура Хансен-Лёв обладает воздушным, обволакивающим зрителя эффектом, она никогда не настаивает на какой-то главенствующей идее, скорее набрасывает ориентиры, помогающие зрителю проложить свой собственный путь через её картины. Тут она тоже сдержанна, но тем не менее невероятно конкретна. «Остров Бергмана» — фильм о том, что одержимость в любом виде губительна. Крис покупает в музее очки, как у героини Биби Андерссон в «Персоне», герои ездят по так называемому «Сафари Бергмана» — культовым местам, связанным с жизнью режиссёра, в автобусе крутятся его фильмы, а с работниками музея пара обсуждает количество детей творца от разных женщин. Да даже самого зрителя может утомить отыскивание отсылок к разным фильмам шведа, раскиданных режиссёркой по полотну картины. Но за такой сосредоточенностью на чужой жизни очень просто потерять своё собственное творческое я, и если Тони погружается в этот омут, готовый в любой момент вынырнуть, то Крис медленно спускается в него, как будто уже предчувствуя опасность раствориться.
Вообще, удивительно, как много тем несут на себе хрупкие, нежные, залитые шведским солнцем плечи этого фильма. Состоящий по большей части из разговоров героев и их прогулок, в одиночестве или в компании, он успевает как будто бы мимоходом задать множество классических вопросов — зачем мы смотрим кино? Что даёт нам произведение искусства? Как совмещать «обычную» и творческую жизни? Что делать, если твой партнёр успешнее тебя? И эти знакомые вопросы тут не кажутся пошлой банальностью, на них хочется снова искать ответ. И Хансен-Лёв не отвечает прямо, лукавит, уводит в сторону. Но показывает — действиями героев, переплетением их историй, правды и вымысла. В этом и есть всегдашняя сила её нежного к истории и зрителю, чуткого кино.