«Кукушка»: мать-птица против Хантер Шафер с ножом-бабочкой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В российский прокат вышла «Кукушка» — фильм ужасов со звездой «Эйфории» Хантер Шафер. Это вторая полнометражная работа немца Тильмана Сингера, которого западные критики даже окрестили надеждой европейского арт-хоррора. И теперь Роман Волынский разбирается, как вообще воспринимать новую картину — с весьма интригующей первой половиной и скатывающейся в лёгкое безумие второй.

17-летняя Гретхен (Хантер Шафер), американка и любительница гаражного рока, переезжает вместе с отцом, его новой женой и их маленькой немой дочкой Альмой в курортный городок, расположенный в Баварских Альпах. С виду счастливая семья, если бы не кислый вид Гретхен. Она тоскует по США и записывает матери аудиосообщения, которые всегда остаются без ответа. С подозрительной радушностью их встречает предприниматель герр Кёниг (Дэн Стивенс) — новоприбывшие должны спроектировать ему новый отель, а тем временем Гретхен может поработать на ресепшене в старом. Она соглашается с мыслью заработать на обратный билет, но это всё, разумеется, до первых странностей.


Довольно быстро понимаешь, что «Кукушка» — это не возвышенный или другой хоррор с приставкой «пост». Режиссёр Сингер хоть и игрово, но решительно классическим образом наводит ужас на зрителей. И те, кто отвык от скримеров в жанре, легко могут вздрогнуть уже на первых сценах. Плотность хоррор-приёмов удивительно высокая, а моментами даже пародийно-гротескная.

«Кукушка», «Парадиз»

Например, герой Дэна Стивенса — абсолютно макабрический персонаж, в котором сразу видишь причину будущих бед. Или же парад блюющих на пол женщин в отеле, куда устроилась Гретхен, одновременно забавляет и тревожит.

Отмечу, что «Кукушка» не лишена продуманного стиля, словно призванного ещё больше дезориентировать зрителя в происходящем. Интерьер отеля, явно отсылающий к «Сиянию», выполнен в модерновом деревянном духе. И такие временные «впадины» в виде кассетного магнитофона, картотеки и автоответчика разбросаны по фильму, несмотря на то что действие происходит в современности со смартфонами и прочим. Хотя, может, так Сингер лишь подмечает моду зумеров на интерес ко всему аналоговому (тогда удивительно, что Гретхен не увлекается ещё и плёночной фотографией).

«Кукушка», «Парадиз»

Однако при чём здесь кукушка? Ей оказывается женщина-блондинка, издающая нечеловеческие крики. При этом её монструозная сущность никак не вяжется с внешним видом — бежевым плащом, солнцезащитными очками, платком и яркой красной помадой — словно она вышла из чёрно-белого голливудского «крутого» детектива или кровавых итальянских триллеров 70-х годов. Там ей, конечно, была бы отведена роль жертвы. Но здесь она стремительно и упорно гоняется за Гретхен — которая, как и зритель, пока в полном недоумении.

Параллельно Сингер лениво развивает семейную драму. Сводная сестра Гретхен, восьмилетняя Альма, внезапно начинает страдать падучей. Местный врач интересуется у родителей, не переживала ли семья недавно стрессовые события. В ответ все осуждающе поглядывают на Гретхен, стоящую в бинтах и с гипсом. Короче говоря, нам всеми силами показывают, что героиня Шафер чувствует себя здесь (и в семье) не на своём месте. Драматургически её отчуждённость, по идее, должна усиливать загадку с её мамой и автоответчиком, но зритель обо всём быстро догадывается, и финальный эффект в итоге слабее.

«Кукушка», «Парадиз»

Так или иначе, Сингер не встаёт на рельсы популярного сейчас хоррора о травме утраты и не углубляется в психику героини. Вместо этого он впадает в жанровые эксперименты. Сперва нагнетает толику безумия за счёт чистой физиологии и темы эксплуатации женской репродукции (метафора с кукушкой как гнездовым паразитом), а потом включает режим ёрнического боевика в духе недавнего «Спайдерхеда». Но во всём этом балагане проглядывается одна успешная находка Сингера, взятая из авангардного видеоискусства: когда женщина-кукушка издаёт звук гортанью, то субъективное время жертвы начинает «заедать» и одна и та же сцена прокручивается несколько раз.

С одной стороны, попытка Сингера поработать в плоскости чистого жанра, не обращаясь к большим смыслам, драматургическим конструкциям, похвальна. Особенно на фоне современных тенденций в «независимом» сегменте хоррора. Но, увы, здесь режиссёр пошёл не до конца: не хватило то ли мастеровитости обуздать чудаковатый материал, то ли смелости воплотить более радикальные ходы. Проще говоря, «Кукушка» в финале производит впечатление типичного контента а-ля Netflix, пускай и более изобретательного. А вот за Хантер Шафер можно порадоваться: она справилась с давлением общественности и не стала брать на себя крест политического агента в индустрии — ждём новых ролей, надеюсь, уже не девушек-подростков на грани нервного срыва.

Читайте также
Также рекомендуем
Монастырская мистика и монахини на грани нервного срыва.
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.
Монастырская мистика и монахини на грани нервного срыва.
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.

Последние новости

Джеймс Кэмерон экранизирует книгу «Призраки Хиросимы»
Как только закончит работу над новыми «Аватарами».
Чарли Ханнэм сыграет Эда Гейна в третьем сезоне «Монстра»
Одного из самых известных серийных убийц в истории США.
По русско-японскому сериалу «Амура» выйдет манга
Первая глава выйдет вместе с первой серией.
00:00