
В Сети появилась «Крушащая машина» студии A24 — лиричный портрет Марка Керра, одного из пионеров смешанных единоборств. Для этой роли Дуэйну Джонсону приклеили кустистые брови, надели на его лысину парик и основательно загримировали. Получилось любопытное перевоплощение, однако сама «Крушащая машина» так и не заводится. Подробнее о первом сольном фильме Бенни Сэфди рассказывает критик Роман Волынский.
Те, кто следил за творчеством братьев Сэфди, известных по инди-драмам, могут удивиться, что Бенни взялся за спортивный байопик. Это один из самых закостенелых жанров с заданным драматургическим каркасом. К тому же главную роль исполняет Скала — человек, олицетворяющий голливудское развлекательное кино. Однако всё здесь немного сложнее, хоть и не совсем так, как, возможно, хотелось бы самому Бенни.
В «Крушащей машине» режиссёр сохраняет интерес к героям, балансирующим на грани трагедии, выживания и внутреннего слома. Если раньше это были преступники-неудачники («Хорошее время») и лудоманы («Неогранённые алмазы»), то теперь — боец ММА, который после череды побед сталкивается с поражением, зависимостью и распадом семейных отношений.
Действие фильма, основанного на документальной работе Джона Хайамса, охватывает период с 1997 по 2001 год. В США лига смешанных единоборств UFC (сейчас — самый престижный турнир) только набирает обороты. Мы видим, как Керр уверенно дебютирует в октагоне, заколачивая соперника в гарде. Но вскоре его переманивает более успешная на тот момент японская организация Pride.
В то время драки были предельно жестокими — натурально боями без правил. Налицо и халатность судей: свой титульный бой Керр «проиграл» из-за жёстких ударов коленом в голову, которые формально были запрещены. И если бы не вмешательство самого бойца, победа бы легко отошла японцу. Хотя бой и признали несостоявшимся, Керр не выдерживает экзистенциального удара. Вернувшись домой в Финикс (штат Аризона), герой Джонсона начинает злоупотреблять опиатами.
Примечательно, что перед поединком интервьюер спрашивает его, что бы он чувствовал в случае поражения. Керр не находит ответа — для него это невообразимо. Не последнюю роль в его проигрыше сыграли напряжённые отношения с девушкой Дон (Эмили Блант). Она воспринимает спортивную карьеру Керра как рядовую работу, когда для него это образ жизни. Разлад между ними особенно заметен в сцене с приготовлением протеинового коктейля. Дон замешивает напиток в неправильных пропорциях, а Керр без возмущений делает себе новый. Нужно ли говорить, как сильно это раздражает героиню.

Вообще, Керр — удивительный персонаж. Он всегда подчёркнуто вежлив, словно только что вышел с сеанса у психотерапевта, а его голос даже в критические моменты сохраняет плавность и мягкость, совсем не характерные для человека такой внешности. Зрителя, мне кажется, так и тянет его раскусить: не напускное ли это поведение? Особенно в контексте того, что играет его Скала — бывший рестлер, мастер самопродвижения в шоу-бизнесе (в 2024 году именно он стал самым высокооплачиваемым актёром). Но Керр не притворяется, поэтому, в отличие от Дуэйна Джонсона, его вряд ли кто-то узнает сейчас в супермаркете. Любопытно другое: как его добродушность сочетается с жестокостью на ринге. Возможно, где-то в этом внутреннем столкновении и кроется причина его отстранённости и зависимости.
Бенни Сэфди постарался сделать «Крушащую машину» не совсем типичным спортивным байопиком. Как минимум перед нами не история успеха, а, напротив, история смирения с поражениями и собственными проблемами. Кроме того, сама съёмка отличается от привычной постановочности жанра. Там, где большинство режиссёров стремятся подчинить жизнь героя законам кино, Сэфди предпочитает аналитический, а местами репортажный взгляд. Об этом говорит камера, имитирующая «сырую» съёмку, сцены с живыми интервью и участие непрофессиональных актёров. Например, лучшего друга и потенциального соперника Керра, Марка Коулмана, сыграл звезда UFC Райан Бейдер. Не менее удивительно было увидеть боксёра Александра Усика в роли Игоря Вовчанчина, хотя особого актёрского перформанса от него ждать не стоит.

При всей интенции Сэфди сделать историю необычной фильм спотыкается о попытку усидеть на всех стульях. Как психологическая драма он не проблематизирует фигуру Керра достаточно остро, как холодное исследование выдаёт слишком очевидную симпатию режиссёра к герою, а для бодрого байопика ему не хватает остросюжетности. Тем не менее «Крушащая машина» оставляет впечатление душевного кино, чьи трогательное настроение и визуальный ритм подталкивают проникнуться историей Марка Керра. Но вряд ли после просмотра вам захочется выйти на пробежку. И уж тем более — помахать кулаками.









