
На Netflix вышел третий, финальный сезон «Игры в кальмара» — корейского хита, покорившего весь мир. Максим Ершов рассказывает о концовке громкого сериала, а также считает, что франшиза о безжалостных соревнованиях на выживание ещё получит воплощение.
Осторожно: в тексте возможны спойлеры.
Во втором сезоне спустя три года после победы в бесчеловечных играх на спрятанном от чужих глаз острове Сон Ги-хун (Ли Джон-джэ) возвращается в кровавый турнир, чтобы поднять восстание, избавиться от организаторов и остановить поток убийств на потеху богачам-зрителям. Бунт закончился неудачей, погибло более 30 мятежников, в том числе друг Сона Пак Чон-бэ (Ли Со-хван). Игры продолжаются, борьба за 45,6 миллиарда вон приводит к росту смертей в геометрической прогрессии. Очевидно, что даже по результатам демократического голосования бойню не остановить.
Сон с поникшим взглядом и постепенно улетучивающейся верой в человечество продолжает играть, ведь иного выхода нет. Параллельно охранница Кан Но-ыль (Пак Кю-ён) ищет путь с острова вместе с игроком 246 (Ли Джин-ук), с которым познакомилась ещё в парке развлечений в обычной жизни. Отца дома ждёт больная маленькая дочь. Полицейский Хван Чжун-хо (Ви Ха-джун) вместе с командой бандитов наматывает круги на корабле вокруг островов, пытаясь отыскать место проведения игр и брата (Ли Бён-хон), Ведущего состязаний.
«Игра в кальмара» вышла на Netflix четыре года назад и стала неожиданным мировым хитом. Больших ставок на проект Хван Дон-хёка стриминг не ставил. Однако после небывалой любви публики к шоу с недетскими играми, критикой капитализма и социального неравенства, ярким дизайном костюмов и шокирующей кровожадностью продолжения было не избежать. Шоураннер стремительно терял зубы и нервы, чтобы поспеть в жёсткие дедлайны. Есть ирония в том, что высмеивающий капитализм сериал создан в столь же чудовищных условиях, а автор не мог выбраться из кабалы. Второй сезон выглядел лишь прологом к монументальной развязке. Однако ещё до выхода новых эпизодов стало известно, что Дэвид Финчер начинает работу над американским сериалом, который будет развиваться в той же вселенной, что и корейский оригинал. Это не прямой ремейк, а скорее спин-офф. С «Игрой в кальмара» зрители попрощаются ещё не скоро, хотя корейская часть подошла к концу.
В третьем сезоне уровень насилия, экшена и частота драматических смертей достигают впечатляющих высот. Хотя формально в повествовании три сюжетные линии, сами авторы периодически забывают об охраннице Кан и полицейском Хване. Основное внимание уделено играм. В новых эпизодах три состязания. В прятках все участники делятся на две команды. Одним выдают ключи, чтобы найти двери с подходящими замочными скважинами и спрятаться от преследователей с ножами в руках. Кто не убивает — вылетает. Другая игра — прыжки через скакалку на мосту. Участникам предстоит не только двигаться по дороге от гигантской куклы-девочки к мальчику, но и разбираться с соперниками. Некоторые игроки не пускают конкурентов на безопасную сторону моста. В финальном соревновании девять выживших переходят от одной высокой платформы к другой и решают голосованием, кого скинуть вниз. В сравнении с предыдущим сезоном новый радует экшеном, изобретательными сюжетными поворотами и сразу несколькими эмоциональными развязками. Чуть ли не в каждой серии умирает один из ключевых персонажей.
Справедливости не существует: до большого финала доходят не лучшие, а самые беспощадные, готовые двигаться к цели, не замечая крови.
Пожалуй, центральное событие сезона — рождение у Ким Чжун-хи (Чо Ю-ри) девочки прямо во время бесчеловечных пряток. У Сона появляется гуманистическая миссия. Пусть победителю прошлых игр не удалось сломать систему, может быть, получится спасти хотя бы одну невинную душу. С одной стороны, рождение девочки в потоке жестоких убийств — приём манипулятивный. С другой, режиссёр даёт всему человечеству новую надежду. Может быть, следующее поколение будет чуть лучше предыдущего. Чуда рождения ещё никто не отменял. Кажется, Хван выдаёт желаемое за действительное, ведь даже за время с выхода первого сезона мир вокруг стал ещё чудовищнее и беспросветнее. Вопреки общему пессимистическому настроению, к финалу корейский сериал выходит на общегуманистические ценности. Даже среди полнейшего безумия может отыскаться человек, который ещё не успел потерять честь и достоинство. Путь Сон Ги-хуна от пьяницы к спасителю — самая вдохновляющая линия в сериале. На собственном примере персонаж доказывает, что можно умереть и не проиграть, не изменить себе, не превратиться во второго Ведущего и не пойти по лёгкой и манящей дороге зла. Почти как Иисус, Сон умирает за грехи участников игр. Только о его жертве едва ли кто-либо узнает.
Третьему сезону, конечно, не повторить успеха первого. Всё-таки дебютные эпизоды «Игры в кальмара» поражали новизной и смелостью. Достижения Хвана лежат не в проблематике, а в умении захватывать зрительское внимание. «Паразиты» Пон Джун-хо говорят о социальном неравенстве убедительнее и в столь же здорово придуманном жанровом формате. Игровая составляющая и множество человеческих трагедий в экстремальных условиях заостряют центральные конфликты. Может быть, сериал и не нуждался во втором и третьем сезонах, но сегодня индустрия развлечений работает на выстраивание франшиз. Пока «Игра в кальмара» вызывает интерес, Netflix не упустит своего. Алчность, неправильные решения в состоянии стресса и простые слабости вечны. Одна глава жестоких соревнований закончилась, но тут же начинается следующая. Прощаться рано.