Похоже, Максим Арбугаев и Владимир Мункуев подарили нам новый хит со старой песней в названии. «Кончится лето» — динамичный якутский вестерн о том, как далеко можно убежать в ужасе от собственной дурости и лихости, о диком, полном страха и ярости истеричном побеге на край света ни для чего, с полным осознанием, что остановка на этом пути — смерть. Бежать герои будут по заветам классиков — насколько хватит дыхания, но такие бегуны частенько обеспечивают фильмам долгую счастливую жизнь.
Кеша (Юра Борисов) бодро заявляет Тиму (Макар Хлебников), что он вернулся и он в порядке, Тима верит. Кеша вышел по УДО, отсидев за мелкое хулиганство, Тима закончил школу и мечтает поступить на бюджет в Новосибирск. Это лето сулит двоим новую жизнь. Но младшему не хватает трёх баллов, чтобы получить бюджетное место, а Кеше не хватает смирения, чтобы не бодаться с охранниками золотодобывающей компании, в которой отец (Дмитрий Поднозов) по старым связям вымолил ему место. Оскорблённый Кеша подговаривает друга-охранника и похищает у директора завода (Александр Мосин вновь в своём классическом образе бандита) неучтённое золото из сейфа. Их шитый белыми нитками сговор открывается спустя считаные часы. Тима пытается брата вразумить, но в итоге сам оказывается втянут в воронку бесконечных преступлений, которыми заканчивается каждый их привал во время долгого бегства на север.
Максим Арбугаев и Владимир Мункуев задумывали фильм о бессмысленном ограблении ещё в далеком 2021-м, когда оба режиссёра выпускали на экран прославившие их фильмы: Мункуев — экранизацию Серошевского «Нуучча», а Арбугаев — короткометражный документальный «Выход», впоследствии номинированный на «Оскар». Примечательно, что братья обрусели не сразу, изначально они были якутами, но на этапе кастинга режиссёры ещё раз внимательнее присмотрелись к своим героям: на золотых приисках в основном трудятся русские переселенцы. В итоге у персонажей остались только традиционно популярные среди якутов имена.
Один из продюсеров проекта Борис Хлебников к тому же обратил внимание Арбугаева на актёра Борисова, что оказалось стопроцентным попаданием: другого Кешу сейчас представить просто невозможно. На роль тихого, упорного и себе на уме Тима Макар Хлебников тоже подошёл идеально. Борисов самозабвенно тянет одеяло на себя в каждой сцене, и это не упрёк, ведь только такой напористый и харизматичный персонаж и мог увлечь за собой Тима. Последний в исполнении Хлебникова далеко не восторженный юнец, он скорее жалеет, чем идеализирует старшего брата, держа в уме отцовское к нему пренебрежение и напутствия: никому не верь, надейся на себя, никогда не возвращайся. Созревающая (в тени шизофренически деятельного беглеца Кеши) страшная догадка и решимость в глазах Тима отыграны Хлебниковым с большой точностью.
Может показаться, что у фильма бешеный темп, но на деле он похож не на погоню, а на американские горки.
История строится как цепочка медленно созревающих и мгновенно совершающихся актов дикого, бессмысленного насилия. За долгой экспозицией следуют неумелое ограбление и бегство, а после на каждом привале зрителю и героям даётся время передохнуть, осмотреться, оценить колоритнейший и многонациональный второй план. Этот синкопический ритм тем не менее удерживает внимание, инерции производимого на каждой остановке взрыва жестокости хватает, чтобы докатиться вместе с героями до следующего привала на пути к пропасти.
В этом фильме, по которому, вполне возможно, мы в будущем будем вспоминать, как жили в 2020-е, авторы разбираются с вечным романтическим сюжетом в кино про «забирай своё и беги-беги-беги» и заигрывают с высокой трагедией. Кеша именно на судьбу постоянно переводит стрелки и, как безумный, кричит Тиму что-то вроде: «А что я должен был делать?» Этот же вопрос чуть меньше года назад задавал герой Ивана Янковского в другом народном хите «Слово пацана» и получил не вполне честный ответ. Честный ответ находится только внутри, где у Кеши хаос, паника и какое-то карамазовское безумие, с которым он толкает себя в бездну. Популярная в криминальном жанре ловушка о том, как злодейка-судьба не даёт герою начать новую жизнь, здесь устроена хитро: Кеша поначалу показан как парень рукастый и прилежный в работе. Его гнев оправдан, ребячество и дурость его плана, как любая глупость, вызывают сочувствие. Борисов превосходно отыгрывает шок от первого осознания содеянного, что тоже вселяет надежду, но только до тех пор, пока его глаза не загораются нездоровым весёлым блеском.
Для Борисова это действительно важная и поворотная роль, которая переворачивает его сложившийся образ «бандита только на первый взгляд». Кеша в фильмографии актёра — первый эмоционально нестабильный, слабый, изменчивый и разрушительный персонаж. Герой действия, который без конца спрашивает окружающих: «А дальше что?» Услышав этот вопрос, обращённый к нему на краю света, он срывается в настоящую истерику, потому что ясно понимает, что дальше. Проститься с этим жаждущим реванша, справедливости любой ценой, вожделенного «часа, когда нам повезёт», нужно было давно. Справедливость — слабый мотив, судьба — жалкое оправдание.