«Хроники русской революции»: Юра Борисов берёт страну под контроль

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Юра Борисов в киноромане Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», кадр: START

В онлайн-кинотеатре Start состоялась премьера размашистой исторической саги Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». За шестнадцать серий проект охватит события с 1905 по 1924 год, рассказывая о падении монархии и приходе к власти Владимира Ленина. У сериала большой звёздный актёрский состав: Юра Борисов, Юлия Высоцкая, Евгений Ткачук, Никита Ефремов и не только. Вадим Богданов разбирается, есть ли в «Хрониках русской революции» другие сильные стороны.

Читайте также: Юра Борисов — портрет новой искренности

Октябрь 1905 года. Российская империя входит в состояние предсмертной агонии. По всей стране бушуют стачки, общественность недовольна и внутриполитическим курсом своего правителя, и удручающими результатами Русско-японской войны. В Петербурге образовывается всё больше и больше подпольных организаций, пропитанных революционными идеями. В одной из таких квартир антиправительственную деятельность курирует Максим Горький (Евгений Смирнов), на глазах которого формируется новый лидер революционного движения. Кандидатов трое: прославившийся после Кровавого воскресенья священник Георгий Гапон (Илья Крутояров), стремительно набирающий популярность Лев Троцкий (Николай Куглянт) и, собственно, Владимир Ильич Ленин (Евгений Ткачук), возвращающийся в страну после введения политической амнистии.

По другую сторону баррикад его величество Николай II (Никита Ефремов), укрывающийся в стенах Александровского дворца, инициирует особый отдел полиции для проведения контрреволюционных действий. Во главу этого органа государь ставит образцового чиновника Михаила Прохорова (Юра Борисов). Прохоров быстро централизует всю деятельность тайных государственных служб и начинает охоту за революционерами. Как мы знаем из истории, в этом ему преуспеть не удастся.

«Хроники русской революции», трейлер: START

Производство сериала заняло больше года. Были задействованы десятки знаковых исторических локаций, в том числе Большой театр и Царское Село. В некоторых сценах количество массовки достигло пяти-шести сотен человек. Режиссёр скрупулёзно выискивал реквизит той эпохи, требовал полного исторического соответствия в одеждах, разговорах и даже лицах. Известно, что изначально был объявлен народный кастинг на ключевые роли, чтобы достичь фотографического сходства с Лениным, Крупской, Сталиным и прочими. Но впоследствии Кончаловский отказался от этой задумки в пользу уже опытных артистов и полного контроля над происходящим ― настолько, что некоторых профессиональных актёров он переозвучил другими профессиональными актёрами (например, Александр Мизёв в сериале говорит голосом Виктора Добронравова).

Впрочем, ощущается ли вся эта колоссальная проделанная работа в первой главе киноромана Кончаловского? Скорее нет, чем да. Всего в проекте четыре главы: «Рассвет», «Разгон», «Распад» и «Расплата». В каждой по четыре серии. Хотелось бы написать, что одна глава соотносится с определённым историческим событием (это помогло бы зрителю не запутаться), но уже в самом «Рассвете» повествование делает скачок на пять лет вперёд, когда революция 1905–1907 годов уже давно прошла. При этом события первых трёх серий сосредоточены на октябре 1905 года, когда революция уже началась. Получается, зритель опоздал и к началу, и к завершению первой в стране революции.

При этом непосредственно революционной деятельности в сериале не так много, как, наверное, подразумевает его название. Всё происходящее на экране за первые три часа напоминает швейцарскую картину «Маятник» Сирила Шейблина, где через частные, на первый взгляд малозначительные истории работников фабрики протекал сквозной сюжет о больших общественно-политических переменах. Здесь то же самое: зритель вынужден наблюдать за обрывчатыми встречами революционеров то у кого-то дома, то прямо во время киносеанса в петербургской «Авроре», краем глаза можно заметить, как какой-то химик за закрытыми дверями готовит бомбы, а в пустынных конюшнях встречаются контрабандисты.

Никита Ефремов в роли Николая II в «Хрониках русской революции», фото: ВГТРК/Анастасия Ляшенко
Евгений Ткачук в роли Владимира Ленина в «Хрониках русской революции», фото: ВГТРК/Анастасия Ляшенко

Такой подход неудивителен в контексте творчества Андрея Кончаловского, который уже показывал войну без войны в фильме «Рай». Кроме того, в его первом мини-сериале «Сибириада» большинство ключевых для истории страны событий первой половины XX века (те же революции и войны ― Гражданская и Отечественная) тоже вынесены на периферию сюжета о противостоянии двух семейных родов. Но дело в том, что проект всё-таки называется «Хроники русской революции», что подразумевает определённую просветительскую миссию, особенно для нового поколения зрителей, включивших сериал ради того же Юры Борисова. Много ли они узнают о предпосылках, хронологии, масштабности и последствиях пока что только первой революции из просмотра доступных на старте четырёх эпизодов? Есть сомнения, что недостаточно для того, чтобы подхватить этот революционный вайб и поджечь в сердцах желание открыть для себя ещё пару глав данной истории.

К слову, об истории. «Хроники русской революции» ― это определённо не тот проект, который стоит рассматривать с точки зрения достоверности или включать чисто ради того, чтобы побольше узнать о той или другой исторической фигуре. По крайней мере, на данный момент им уделено не слишком много экранного времени. Всего несколько сцен, чтобы насладиться ловким гримом Ефремова в образе Николая, всего несколько сцен, чтобы послушать ленинскую манеру тараторить в исполнении Ткачука. Четвёртый эпизод полностью посвящён конфликту Столыпина и Распутина, и не то чтобы из такой завязки можно было ожидать от Кончаловского вариации «King's Man: Начало», но чрезвычайно досадно, что никакого харизматичного противостояния из этого не вышло.

В центр своего проекта Андрей Кончаловский поставил четырёх вымышленных персонажей. Это светская дама Ариадна Славина, роль которой режиссёр отдал своей постоянной актрисе и по совместительству жене Юлии Высоцкой. Это молодой музыкант-аристократ Алексей Тихомиров (Никита Каратаев), любовник Ариадны. Их линия добавляет «Хроникам русской революции» мелодраматичности и пока, честно говоря, в сюжетном плане не имеет никакого смысла. Третий вымышленный персонаж ― эсер и главный антагонист сериала Лютер (Александр Мизёв), который не только довольно неплохо исполняет свою злодейскую функцию, но ещё и привносит в этот чрезмерно сухой и серьёзный сериал долю комичности.

Юлия Высоцкая и Юра Борисов в «Хрониках русской революции», кадр: START

Роль последнего вымышленного героя, как вы уже могли догадаться, досталась Борисову. Михаил Прохоров ― это своеобразное связующее звено всех сюжетных линий сериала, а заодно главная причина для просмотра, потому что Юра Борисов действительно кажется единственным, кто умело разрывает этот плотный покров театральности, окутавший остальных артистов. Борисов здесь ловко комбинирует образы ― от преданного пса государя до имперского сыщика и колоритного бандита-цыгана с острым котелком. Эта роль смотрится вдвойне интереснее, если воспринимать её как историю становления капитана Волконогова из фильма Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.

«Хроники русской революции» ― это работа состоявшегося мастера, который никуда не спешит. Такой режиссёрский метод запросто поумерит энтузиазм всех, кто ожидал от проекта с таким названием эпос в стиле Мартина Скорсезе или Пола Томаса Андерсона. Андрей Кончаловский не ставил задачи преподать зрителю урок истории и уж тем более развлечь захватывающим повествованием. Его проект ― это скорее серия авторских размышлений по теме с высоты опыта прожитых лет. Кончаловского всегда интересовали судьбы отдельно взятых людей, а не разворачивающиеся на их фоне события мирового масштаба. «Хроники русской революции» именно об этом.