13 июля в российский прокат выходит «Кентавр» — экшен-триллер с Юрой Борисовым в роли подозрительного водителя такси. Референсами к фильму послужили «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Таксист» Мартина Скорсезе и «Брат» Алексея Балабанова, а одним из продюсеров выступил режиссёр «Хардкора» и «Никто» Илья Найшуллер. О том, почему это неидеальное кино заслуживает внимания, рассказывает Юлия Салихова.
Молодой таксист Саша (Юра Борисов) предпочитает работать по ночам, ведь в тёмное время суток людей легче всего «прочитать». Пассажиров он видит насквозь и с ходу может сказать, кто что из себя представляет. Так происходит и с размалёванной девицей в коротком платье, которая садится к нему в машину. Саша сразу признаёт в ней «любительницу ночной жизни». Сначала эскортница Лиза (Анастасия Талызина) обижается на намёки о её профессиональной деятельности и даже угрожает водиле подпорченным рейтингом в приложении, но после предлагает обидчику «искупить вину» и просит покатать её по городу за щедрую оплату. Затея с самого начала кажется мутной: где-то рядом бродит маньяк-убийца, а за машиной навязчиво следует тёмный рендж-ровер. Поездка по ночному городу быстро превращается в игру на выживание. За каждым новым поворотом попутчиков ждёт опасность, а самое главное — непонятно, кому в этой ситуации доверять можно, а от кого следует держаться подальше.
Источниками вдохновения к фильму послужили «Таксист» Мартина Скорсезе, «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Брат» Алексея Балабанова. Хотя сюжетные и стилистические заимствования из исходных референсов лежат на поверхности, «Кентавр» — вполне себе самостоятельное высказывание. Конечно, в один ряд с признанными шедеврами новинка отечественного кинопрома не встанет, но как рассчитанный на массового зрителя любопытный триллер всё же сработает.
В продюсерах картины числится снявший нишевые хиты «Хардкор» и «Никто» Илья Найшуллер. В случае с «Кентавром» его имя важнее фигуры постановщика. Режиссёром автотриллера выступил Кирилл Кемниц, чей полнометражный дебют «Zомби каникулы» известен разве что позорным рейтингом 1,5 из 10 на «Кинопоиске». Хорошо, что «Кентавр» — из другой оперы. Пусть это и неидеальное кино, но за него как минимум не стыдно, а это уже какая-никакая победа.
Конечно, имя Ильи Найшуллера в титрах выступает гарантом качества. Но, пожалуй, главная удача проекта — Юра Борисов. Фильмы с участием молодого актёра показывали на главных международных кинофестивалях: «Купе номер 6» и «Петровы в гриппе» в Каннах, «Герда» в Локарно, «Капитан Волконогов бежал» и «Мама, я дома» в Венеции. Причём все в один год! Фестивальный успех вывел Борисова на новый уровень, сегодня его можно смело назвать одним из самых востребованных и разноплановых российских актёров. И в «Кентавре» Юра выкладывается по максимуму. Одинокого и замкнутого таксиста с инвалидностью (у его героя проблемы с ногами) исполняет с полной отдачей и самоотверженностью.
Настя Талызина из знаменитой актёрской династии играет пассажирку лёгкого поведения по имени Лиза. Хотя главная женская роль изначально довольно однобока и поверхностна, в дуэте с мутным и загадочным водилой её персонажу всё же удаётся раскрыться. Упоминания заслуживает и Сергей Гилёв в образе уставшего и озлобленного стража порядка — этого героя зритель наверняка будет ненавидеть с первого появления в кадре. Ещё одного мутного типа играет сын Игоря Верника — Григорий. В одной из знаковых для сюжета сцен появляется и актриса Ксения Кутепова.
Хотя создатели фильма старательно нагнетают саспенс и разбрасывают по ходу повествования «обманки», прошаренные ценители жанра быстро раскусят, кто в этой истории хороший, а к кому следует присмотреться. Сама по себе головоломка пусть и незамысловатая, а ожидание развязки излишне затянуто, авторам удаётся держать зрителя в напряжении до последней минуты. Причём такой эффект достигается не столько фирменными приёмами триллера, сколько элементами щедро сдобренного «убойного найшуллерского экшена». Дерзкие погони на тачках, борзые перестрелки и литры крови — всего этого здесь в достатке. Пускай финты на тачках в духе «Форсажа» и выкрутасы в стиле гонконгских боевиков выглядят неправдоподобно, зато сняты как минимум эффектно. С учётом дефицита в отечественном кино подобных жанровых фильмов «Кентавр» заслуживает если не зрительской любви, то хотя бы внимания.