В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неприветливых серых прибрежных пейзажей разворачивается роман между героинями Кейт Уинслет и Сирши Ронан. Максим Ершов вспоминает о классических викторианских романах и считает, что для кого-то картина «Аммонит» может выглядеть не очень убедительно на фоне «Портрета девушки в огне».
1840-е годы, начало викторианской эпохи. Палеонтолог-любитель и коллекционер окаменелостей Мэри Эннинг (Кейт Уинслет) проживает в городе Лайм-Риджис на юго-западе Англии. Основной её интерес — аммониты. Хорошо сохранившиеся раковины вымерших головоногих моллюсков покупают зажиточные туристы, а особенно красивые экземпляры попадают в музей. Живёт женщина со своей мамой Молли (Джемма Джонс). Мэри вся погружена в работу: сначала она ползает по скользким глинистым скалам в поисках заветных аммонитов, а потом дома часами тщательно очищает их от грязи.
Слава о мисс Эннинг разносится по всей стране. У неё даже есть поклонники. Богатый и скучающий натуралист мистер Мёрчисон (Джеймс МакАрдл) — один из них. В Лайм-Риджис он привозит и свою жену Шарлотту (Сирша Ронан). Смерть ребёнка отдалила супругов друг от друга. Миссис Мёрчисон тяжело переживает утрату, муж же старается погрузиться с головой в изучение камней (забава для скучающих джентльменов), забыв о страдающей жене. Он даже уезжает в путешествие, оставляя супругу на попечение Мэри. Между одинокими девушками сначала возникает дружба, а позднее вспыхивает страсть.
«Аммонит» — вторая работа в карьере британского режиссёра Фрэнсиса Ли. Картина была отобрана на так и не состоявшийся в 2020 году Каннский фестиваль, а её премьера состоялась уже по осени на киносмотре в Торонто. Дебют Ли «Божья земля» (о любви английского фермера и румынского мигранта где-то в горах Йоркшира) получил восторженные отзывы и был отмечен номинацией на главную награду премии BAFTA. В новой работе Ли продолжает исследовать тему универсальности чувств на материале однополой любви, но на сей раз действие переносится в середину XIX века.
Фильму Ли никуда не деться от сравнений с «Портретом девушки в огне» Селин Сьямма. Каменистый берег моря, две девушки и их чувства остались, но вот вместо зелёного и красного цветов британец выбирает серый и соседствующие с ним в палитре блёклые краски. Суровый пейзаж и точно такое же лицо мисс Эннинг — как маркер времени, когда выставлять чувства напоказ было не принято. Никаких интересных художественных решений режиссёр зрителю не предлагает. Стоит признать, что француженка гораздо убедительнее и свежее показывала отчаянную страсть, внезапно ворвавшуюся в тоскливую жизнь художницы и девушки, чей портрет ей предстояло написать.
Если бы в 2019 году Селин Сьямма не сняла «Портрет девушки в огне», «Аммонит» наверняка смотрелся бы сегодня совсем по-другому. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Британец снимает безжизненную версию известного сюжета в неспешном темпе, полагаясь на брошенные украдкой взгляды, едва заметные касания и парочку откровенных сцен, где девушкам приходится продираться через бесконечные юбки. И если в случае пылкой любви это всё мелочи, то какой-то зритель может откровенно заскучать при просмотре тонкого и намеренно холодного исторического экзерсиса.
Фактически в любви миссис Мёрчисон и мисс Эннинг находят освобождение от строгих викторианских правил, а заодно и от патриархата. В этом мире женщинам уготовано место матери, благородной дамы, сопровождающей мужа на важные приёмы и развлекающей его игрой на рояле, но хочет ли всего этого супруга? Её мнения никто не спрашивает.
Мэри, дочь женщины, родившей десять детей, выбирает кардинально иной путь — в её жизни нет места ничему, кроме работы. Она занимает у неё день и ночь, и пусть не в полной мере, но её труды признаются обществом. Это маленькая победа над обстоятельствами, а теперь любовь грозится перечеркнуть все достижения последних лет.
Фрэнсис Ли не пытается «отполировать» реальность и представить открыточный вариант викторианской эпохи (а может быть, стоило). Его работа лишь отдалённо напоминает произведения Джейн Остин или Антонии Байетт. Хотя, как и поэт Рэндольф Генри Падуб из романа «Обладать», редкие мужчины в кадре увлечены естественными науками и с юношеским энтузиазмом крутят в руках окаменелости разной формы, но все они проигрывают мисс Эннинг. Весь лоск того времени ушёл, а остались только пышные нижние юбки, чепчики, антисанитария, грязь и отсталые методы лечения болезней. Очаровываться тут нечем, хвала прогрессу! Отталкивающие бытовые подробности противопоставляются любви. Удивительно, что на таком скудном фоне рождается настоящее чувство. Точно вопреки всему.