В российский прокат выходит драма британской дебютантки Молли Мэннинг Уокер «Как заниматься сексом». Картина победила в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года. Максим Ершов объясняет, почему стоит посмотреть фильм об экстремальном взрослении и психологической травме на фоне шумных клубных вечеринок на Крите.
Три британские подружки Тара (Миа Маккенна-Брюс), Скай (Лара Пик) и Эм (Энва Льюис), только что окончившие школу, приезжают летом на тусовочный курорт на Крите. Кажется, людей за 30 здесь нет, одна только молодёжь, а потому вечеринкам у бассейна и в клубах нет конца, алкоголь льётся рекой. Тара, Скай и Эм стараются ничего не пропустить: за тусами следуют посиделки у себя в номерах или в гостях до утра, просыпаются девчонки где-то к обеду. Для Тары поездка особенно важна — она планирует лишиться девственности. Среди кандидатов — трогательный Барсук (Шон Томас) и напористый Падди (Сэмюэл Боттомли). Чем больше девушка веселится, тем сильнее сомневается, что вообще стоит расставаться с девственностью.
«Как заниматься сексом» — полнометражный дебют британки Молли Мэннинг Уокер. Картина победила в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года, а Миа Маккенна-Брюс, играющая Тару, номинирована на премию Европейской киноакадемии в категории «Лучшая актриса». Уокер начала карьеру как оператор. Она снимала короткометражные фильмы и видеоклипы (например, Sundress для A$AP Rocky и Sum Bout U для 645AR и FKA Twigs). Также Уокер выступила оператором другого яркого дебюта 2023-го — «Задиры» Шарлотты Риган. Любопытно, что «Как заниматься сексом» постановщица доверила другому оператору — канадцу Николя Канниччони.
Картина Уокер строится на противопоставлениях. Фильм делится на две части: поначалу вместе с тремя подружками зритель погружается в бесконечный поток вечеринок. Учитывая клиповый опыт режиссёра, неудивительно, что сняты сцены виртуозно. Поначалу вихрь алкоголя, танцев и песен не даёт даже толком вглядеться в главных героинь, но позднее черты Тары, Скай и Эм всё-таки проявляются. Девчонки только что закончили школу и сдали вступительные экзамены в вузы, но пока не знают результатов. Возможно, больше они никогда не увидятся, разъехавшись по разным графствам Англии. Эм считается самой умной, никто не сомневается, что она поступит. Скай — развязная, болтливая и не очень чуткая. Тара пытается скрыть застенчивость и неуверенность в себе. Она единственная в компании, кто ещё не занимался сексом, и комплексует из-за отсутствия близости. Девушка не задумывалась, действительно ли она этого хочет, но школа позади, вроде бы положено лишаться девственности.
Уокер ловит трёх героинь на границе между детством и взрослой жизнью, возможно, в самом уязвимом состоянии. Впереди сплошная неопределённость.
«Как заниматься сексом» многократно обманывает ожидания зрителей, точно так же, как сюрпризы ждут Тару. Вторая половина картины мрачная, пусть остаточный шум вечеринок не вводит в заблуждение. Для главной героини наступает похмельное утро, время, когда пора осознать себя, а ещё встретиться с последствиями прошлых ночей. Секс всё-таки случился, но совсем не такой, о каком можно мечтать. Симпатяга Падди отводит девушку на пляж, та робко соглашается заняться любовью и тут же понимает, что вовсе этого не хотела, но остаётся только сжимать кулаки и внутренне выть. Ни о какой романтике и речи быть не может, как и о продолжении отношений с настырным парнем. Первый раз становится жутким травматичным опытом. Тара так долго ждала этого момента, чтобы стать жертвой насилия. Симпатяга Падди оказывается хищником, который учуял страх и неуверенность девушки. В то же время Барсук — парень с мелированными волосами и татуировкой смачного поцелуя на шее — показал себя нежным и учтивым. Выбор, который, может быть, и вовсе не стоило делать, оказался неправильным.
Картина Уокер в чём-то схожа с главным дебютом прошлого года — драмой Шарлотты Уэллс «Солнце моё». Курорты Турции сменились ревущим Критом, но география не так уж важна. Вновь солнце, жара, море и выход из привычной среды не спасают от душевных терзаний. В фильме Уэллс аудитория наблюдала за нестабильным психологическим состоянием героя Пола Мескала через оптику его маленькой дочери, в «Как заниматься сексом» мы смотрим на Тару без преломления чужого взгляда. Уровень интимной близости одинаков, но в картине Уокер меньше недосказанности.
Молодая постановщица сначала погружает зрителей в мрак, ведь пережитая Тарой травма на фоне веселья подружек и продолжающихся вечеринок только усиливается. Девушка ещё острее чувствует собственное одиночество, рядом нет даже маминого плеча — жеста инфантильного, но понятного. Но Уокер снимает терапевтическое кино, которое должно дарить надежду, потому жертву и её боль понимает эмпатичная Эм.
Драма «Как заниматься сексом» на самом деле могла бы называться «Как справиться с травмой». Единого ответа, конечно, не может быть, но сочувствие близкого человека может помочь. Важно помнить, что вы не одни и боль лучше не замалчивать. Отдых на Крите не сделал Тару счастливой, но девушка повзрослела экстремально быстро, окончательно попрощавшись с детскими мечтами о принцах и далёких сказочных странах.