С завтрашнего дня в российских кинотеатрах стартуют показы японского триллера «Импостер», премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале в рамках специальной программы. Юлия Салихова рассказывает, почему история о выживании в замкнутом пространстве выглядит сырой и неубедительной.
Молодой карьерист Сюнсукэ Кавамура (Юто Накадзима) накануне собственной свадьбы падает в канализационный люк. Выбраться самостоятельно не выходит — сломана лестница. Ситуация усугубляется другими неприятными факторами: кровоточащей раной на ноге, странным газом из трубы, дохлыми крысами, поднимающимся уровнем дождевой воды и стекающей в люк пеной. Из подручных предметов только зажигалка, пенал с канцелярскими принадлежностями и абсолютно неубиваемый смартфон с хорошей мобильной связью и мощным аккумулятором. Впрочем, попытки дозвониться до невесты и друзей не дают результата. Трубку поднимает только бывшая девушка, но она не проявляет особого энтузиазма к возложенной на неё миссии по спасению. Полиция тоже не сильно торопится выручать потерпевшего. От безысходности Кавамура решает искать помощи у незнакомцев в интернете и создаёт поддельный женский профиль в соцсетях. Посты «Девушки в люке» моментально становятся вирусными и вскрывают страшные тайны о жизни успешного карьериста. Возникает справедливый вопрос: что, если его падение в люк — не случайность, а тщательно спланированный план мести?
«Импостер» — это типичный камерный триллер о выживании в замкнутом пространстве. Большая часть происходящего ограничена рамками одной локации — канализационного люка. В кадре преимущественно один человек — попавший в передрягу главный герой. Периодически на экране мелькают другие персонажи, но чаще всего их появление сводится к голосам в телефонной трубке или видеороликам в интернете. Исключение — первая и последняя сцены.
Клаустрофобным монотриллером сегодня вряд ли кого-то можно удивить. Герои уже оказывались заложниками обстоятельств в стенах телефонной будки («Телефонная будка», 2002), бассейна («Бассейн», 2018) и даже гроба («Погребённый заживо», 2010). На словах идея с люком выглядела довольно интересно. На выходе получилась очередная незатейливая безделушка, которая не может предложить ничего существенно нового и часто просто лишена всякой логики. Хотя почти все жанровые элементы вроде на месте, что-то всё равно не складывается.
Начнём с того, что оригинальное название фильма #Manhole переводится как «#Люк». В России ленту решили прокатывать под звучным англоязычным «Импостер», что, по сути, изначально спойлерит главный сюжетный твист. Те, кто хорошо знает английский, вероятно, понимают, о чём идёт речь. Те, кто смотрел британский психологический триллер The Imposter 2012 года, — тоже. Не хотите портить впечатление от просмотра — не гуглите ни то ни другое.
Режиссёр Кадзуёси Кумакири пытается размыть строгие жанровые рамки и разбавляет медленно нарастающее напряжение ироничными зарисовками: бюрократами в полиции и клоунами в интернете. Его попытки в социальную сатиру похвальны, но критика современного общества получилась скорее беззубой.
Расстраивает в числе прочего и невыразительный саунд-дизайн. Вместо пульсирующего саундтрека, который в теории мог бы усилить саспенс, какая-то невнятная музыка возникает обрывками из ниоткуда. Никакую зловещую атмосферу это не создаёт, скорее вызывает недоумение.
Некоторые визуальные решения тоже оставляют вопросы, но в целом операторская работа выглядит достойно. Отдельные кадры просто шедевральны. Главная проблема видится скорее в нереалистичности происходящего и отсутствии сюжетной логики.
В рамках жанрового кино «Импостер» выглядит как неприметный триллер, который мало чем удивляет, но при этом не отпускает до последней минуты. Наградой станет мощный финал — если здесь что-то и удалось, то именно он.