21 декабря на экраны выходит продолжение легендарной сказки «Джуманджи». Михаил Архаров разбирается, в чём состоял феномен первой части, и чего нам стоит ждать от сиквела.
Первая часть «Джуманджи» увидела свет в 1995 году. Литературной основой для неё стал одноимённый роман Криса Ван Оллсбурга, который потом получил за книгу золотую медаль Калдекотта. Главную роль исполнил Робин Уильямс — только так TriStar Pictures согласились выделить на фильм денег.
Именно в «Джуманджи» компания Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic впервые сделала реалистичный мех и волосы для животных. Однако вряд ли это та самая причина, по которой фильм, вяло воспринятый критиками, получил признание у зрителей, четыре раза отбив затраты на его производство.
Девяносто пятый год, индустрии развиваются, на рынках вовсю торгуются высокотехнологичные компании, а до «кризиса доткомов» ещё пять лет. Американская капиталистическая машина несётся только вперед и кажется, что её ничто не остановит. Вместо церкви в вымышленном Брэнтфорде вовсю работает бургерная, а заброшенный особняк некогда процветающей династии Пэришей вот-вот станет отелем. Мир упорядочен, и всё на своих местах. Но что будет, если москиты начнут убивать людей средь бела дня, а по улицам понесутся стада диких животных? Полицейский участок, который должен весь наш порядок охранять, одним из первых падёт жертвой маленьких рыжих обезьян, а ближайший дискаунтер не спасёт и подавно.
Зло пробуждается именно тогда, когда перед ним оказывается ребёнок, оторванный от семьи. Само по себе дитя — вместилище природной силы, а для капитализма и подавно почти что дикарь: мальчика Питера не может разговорить ни один психотерапевт, а присутствие Алана-ребёнка на фабрике неминуемо ведёт к поломке оборудования. Единственное, что хоть как-то может удержать ту детскую силу, что пробудит зло — семья. Но семью Пэриш-старший воспринимает как династию — следствие капитализма. Вообще, оба раза, что Джуманджи обнаруживает себя, мы имеем дело с двумя темами: капитализм и семья. И если расширение фабрики до территорий, прежде бывших окраиной, так же, как и реновацию особняка в отель, зло ещё может стерпеть, то разногласия между отцом и сыном и отпуск, проведённый без детей, — уже нет.
Однако в то же время только дети могут помочь справиться с древней необузданной силой, потому как именно они являются её носителями: взрослая Сара боится сойти с ума. «Наверное, распродажа», — говорит она про людей, в ужасе убегающих от стада носорогов, а полицейский Карл так сосредоточен на исполнении своего долга, что видит своей задачей исключительно поимку главного героя, отказываясь принять тот факт, что этим проблемы не решить.
Несмотря на стремление показать несовершенство нынешней капиталистической модели, нам делают намёк на то, что о её предшественнике лучше даже не вспоминать. Когда из игры появляется охотник Ван Пельт, становится понятно, что колониальный империализм был куда более жестокий, а, значит, прогресс налицо. Он оказывается символически ослеплён сканером для товаров супермаркета, выдающим на экране ироничное «NO SALE».
Оригинальный Джуманджи говорит о том, как шаток мир капиталистической Америки перед лицом неудержимого хтонического зла. Неудивительно, что сиквел фантазирует о том, что находится в новой медиа-реальности. Там, по его мнению, всё те же джунгли — сосредоточение неизвестного, но очень старого зла. К тому же, в 2017-м семья уже не играет той роли, что была у неё в девяносто пятом году. Сейчас куда важнее научиться мириться с характерными различиями внутри любого коллектива, чтобы противостоять вызовам извне, а потому завязка из трейлера сиквела так похожа на «Клуб Завтрак». Остаётся надеяться, что Джек Блэк, Карен Гиллан, Дуэйн Джонсон и Кевин Харт вчетвером смогут сделать то, что удалось Робину Уильямсу практически в одиночку — привнести иронию и наивность в довольно безрадужный сюжет, сделав очередной увлекательный фантастический фильм для всей семьи.