Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) отыскав народное торжество. Михаил Сегал в своей комедии с ещё одним настойчиво побуждающим к действию названием идёт дальше и замахивается на то универсальное, что объединяет целые страны, а не только социальные слои. Речь, конечно, об искусстве. Анастасия Сенченко рассказывает о картине «Глубже!». 


Роману Петровичу (Александр Паль) не хватает глубины. Полгода он бьётся с актёрами за свой спектакль, пока из Главного театра страны слишком требовательного мастера не выгоняют за простой. Роман Петрович, как истинный интеллигент, не унывает: сначала собирает завалявшуюся мелочь, потом — грибы в лесу, далее — бутылки, даже идёт в детский сад объяснять Станиславского для самых маленьких. Бытует мнение, что Роман Петрович — умный человек, но это не точно. Точно тут только одно: Станиславский и Чехов сопровождают его по жизни неотступно.

На самом деле Роману Петровичу не хватает простоты: в большинстве его унизительных увольнений виновата всё та же пресловутая система Станиславского, которую он так рьяно проповедует. Оставь он её дома вместе с извечным томиком Чехова, то и родителям дошкольников как-то поспокойнее бы было. Но, к счастью, наш бедолага недолго будет кочевать из одной унизительной ситуации в другую: переломный момент в первом акте — случайная встреча в кафе с бывшим одногруппником. Сосед по парте разбогател, стал солидным дельцом на федеральном канале и предложил творцу халтуру — снять порноролик. Получив адрес конспиративной квартиры, чёткие указания ничего не делать и сценарий из трёх строк, Андрей Петрович весь вечер всё же провёл за подготовкой. И на утро, прихватив и Систему, и Чехова, отправился в спальный район за МКАД. Оказалось, что не зря, ведь здесь-то Роман Петрович наконец явит свой истинный талант. Применив приёмы психологического театра к тому, что опошлить нельзя, горе-режиссёр производит революцию в жанре: теперь порно — «это как Тарковский, только интересно». Так начинаются невероятные приключения самого глубокого режиссёра в самом подпольном жанре.


Новый фильм современного сатирика Михаила Сегала уже не на шутку раззадорил публику своей поистине революционной промокампанией, которую можно назвать «Pornhub в большом городе». Но, боюсь, кампания оказалась на несколько порядков смелее самого фильма. В «Глубже!» один раз раздеваются (и то при выключенном свете) и один раз шутят про Холокост — так нынче выглядит дерзкая комедия. Есть в этом немного от обманутых ожиданий, но созданный контекст на самом деле рифмуется с фильмом идеально, потому что «Глубже!» — история не про порно, а про промо. Как под правильной обёрткой продать залежавшийся товар, например, экспортную «русскую духовность» — слегка сбрызнуть живительной иронией и оставить хотя бы намёк на пикантность.

Вообще-то, это уморительно смешно, что глубину Роман Петрович может пристроить ко всему, но не к Чехову, с которым так мучительно бьётся в театре до увольнения. И чем на большее мелководье его бросает судьба, тем больше он в нём как рыба в воде. Сюжет «Глубже!», как сюжет порноролика, идёт только по проторённым дорожкам. Весь сценарий здесь построен исключительно из ситуаций-штампов: гопники попросят телефон в подворотне, президент — послужить родине среди берёзок, если Петербург — то шаверма, Эрмитаж и интеллигентная старушка, которая про Октябрьскую революцию будто и не слышала, но про сексуальную в курсе. Сюжет «Глубже!» — это водоворот дурных гэгов с бородой. Вроде сцены, когда раздумья театральных режиссёров в постели вдруг прерываются показавшейся из-за плеча обнажённой актрисой, о которой зритель будто бы не догадывался. Кажется, в этой точке у Сегала больше всего иронии: и жизнь, и порно в фильме просты и предсказуемы, как «мама мыла раму», а чудак Роман Петрович пытается вывести мир из инерции, но в итоге и сам уже парит над партером, видимо, на крыльях любви. Мир «Глубже!» такой же наивно-условный, как мир порно, и порой это мешает ему быть по-настоящему смешным. Слишком уж высоко он парит от земли, точь-в-точь как его герой. 

Этот фильм — конечно, в первую очередь бенефис прекрасного актёра Александра Паля, и именно он в этой часто неловкой двухчасовой шутке обращает «Не верю» в «Верю», особенно удачно решая кризис главного аналитического шоу страны «Правда с Владимиром». Его Роман Петрович заражает (это Паль и правда умеет делать лучше всего), попутно разоблачая иллюзию всех творцов: главное — чтобы тебе самому было интересно. И ему вторит президент Угольников: «Вы посмотрите на этих не озабоченных, от них ведь можно ждать чего угодно». Озабоченный высоким искусством режиссёр получает все преимущества хорошего придворного, а комедия хитро подмигивает, что между высоким искусством и порно разница только в охвате аудитории. В общем, операция по метафизическому углублению порно и порнографическому упрощению искусства прошла успешно, но особой глубины от неё не ждите.


Читайте также
«Суд над чикагской семёркой»: большой американский фильм
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёркой». Максим Ершов объясняет, почему у&n...
Моё воображаемое «Лето’85»: премьера фильма Франсуа Озона 
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место страсти, ревности, клише, странным обещ...
Картина «Гипноз» Тодоровского: обмани меня, если сможешь
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссёром в состояние «Гипноза» погрузился А...
Дорога в мой дом: дебют Филиппа Юрьева «Китобой»
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days, а на «Кинотавре» — приз...
Картина «Падение»: где был Гондор, когда Вестфолд пал? 
Компания «Парадиз» выпустила в широкий прокат картину «Падение» — полнометражный дебют Вигго Мортенсена, известного широкой публике по роли Арагорна в трилоги...
Картина «Кто не спрятался»: сидите уж дома
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался». Максим Ершов рассказывает, как молод...
Также рекомендуем
Неврастения, абсурд и чуть ли не самые живые диалоги советского экрана.
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москв...
Неврастения, абсурд и чуть ли не самые живые диалоги советского экрана.
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москв...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00