
4 сентября на стриминговом сервисе Peacock вышел первый сезон ситкома «Газета» — первый официальный спин-офф культового «Офиса». Главными героями комедии стали сотрудники заштатной газетёнки «Толедский правдоруб»: шоураннер Грег Дэниелс пригласил на главные роли Донала Глисона, Сабрину Импаччаторе и Тима Кея. А за ностальгию отвечает Оскар Нуньес, вновь сыгравший бухгалтера Оскара из основного каста «Офиса». Кинокритик Егор Шеремет рассказывает, почему «Газета» недотягивает до уровня оригинального шоу. И почему это не так уж плохо.
Фанатам «Офиса» стоит браться за просмотр «Газеты» с надёжно закреплённым противогазом на лице — шоураннер Грег Дэниелс начинает первый эпизод спин-оффа с убойной дозы слезоточивого газа. В первых кадрах ситкома незримая команда документалистов, восемь лет снимавших будни сотрудников «Дандер Миффлин», возвращается в Скрэнтон: вместе со зрителями операторы вновь поднимутся на второй этаж до боли знакомого офисного здания, поболтают с постаревшим Бобом Вэнсом (Роберт Р. Шафер) и узнают страшную новость: «Дандер Миффлин» закрылась ещё в 2019 году. Компанию, которой Майкл Скотт отдал лучшие годы своей жизни, купил бумажный конгломерат из Толедо, штат Огайо. Если кратко — «Дандер Миффлин» умерла, да здравствует «Толедский правдоруб»!

Читайте также: Почему сериал «Офис» — всё ещё лучшее шоу о корпоративной рутине
Но какое зрителям дело до заштатной огайской газетёнки, печатающей объявления о продаже лодок и кликбейтные статьи с заголовками по типу «Вы не поверите, сколько Бен Аффлек дал на чай водителю лимузина»? Дело в том, что «Толедский правдоруб» — это дочерняя компания того самого конгломерата, купившего постоянных клиентов «Дандер Миффлин». Вот документалисты и решили пойти по бумажному следу, выбрав своими новыми жертвами журналистов, бухгалтеров и продажников из полумёртвого печатного издания.
Притянуто за уши? Разумеется. Но это, в сущности, и не важно. «Газету» стали бы смотреть и без всякой привязки к оригинальным героям «Офиса»: ситком от Грега Дэниелса — это успешный бренд, если не настоящая культурная институция. Вот только сам шоураннер решил пойти по пути наименьшего сопротивления: создатель «Парков и зон отдыха» открыто заявил, что «Газета» — это прямое продолжение «Офиса», а не отдельный комедийный проект в схожем сеттинге.
Дэниелс поставил свою карьеру на зеро — если «Газета» не сумеет встать на цыпочки и дотянуться до качества культового «Офиса», фанаты ситкома распнут сценариста за надругательство над лучшим комедийным сериалом века. Зашла ли ставка Дэниелса? С прискорбием сообщаем — не зашла.

Премьерный эпизод бросает зрителя с места в карьер. Дэниелс не тратит время на экспозицию, а с изяществом ситком-виртуоза набрасывает образы странноватых обитателей редакции «Правдоруба». Газетой рулит взбалмошная Эсмеральда Грин (Сабрина Импаччаторе из второго сезона «Белого лотоса»), а над статьями корпят всего две акулы пера: военная журналистка Мэйр (Челси Фрай) и пенсионер Барри (Дуан Р. Шепард). В одном офисе с «правдорубами» трудятся и менее творческие личности: навязчивый продажник Детрик (Мелвин Грегг), ассистентка главного редактора Николь (Рамона Янг) и троица бухгалтеров с Оскаром Мартинезом (Оскар Нуньес) во главе.
Дела у «Правдоруба» идут хуже некуда. Вот менеджер Кен Дэвис (Тим Кей) и решил впрыснуть в коллектив немного свежей крови: он позвал на должность главного редактора занудного Неда Сэмпсона (Донал Глисон), очарованного журналистикой ещё с университетской скамьи.
Правда, у рыжеволосого выскочки маловато опыта — последние три года он торговал туалетной бумагой. Зато планы у нового главреда наполеоновские: он хочет вернуть газете былое величие и превратить «Толедский правдоруб» в оплот американской демократии. В идее Неда есть только одна проблема: начальство отказывается выдавать деньги на новых авторов. Но находчивый главред решает пойти ва-банк: просит обычных офисных сотрудников стать журналистами-волонтёрами.
Первый сезон «Газеты» выносит Дэниелсу неутешительный диагноз — кажется, что шоураннер забыл, что сделало оригинальный «Офис» великим ситкомом. Восемь сезонов подряд сотрудники «Дандер Миффлин» страдали от безделья. Бесконечные семинары Майкла Скотта, жутковатые гэги с участием Крида, любовная линия Джима и Пэм служили одной цели — разбавляли ощущение офисной рутины. Другими словами: в офисе Майкла Скотта никто не работал. А если бумага и продавалась, то за кадром, подальше от взглядов хихикающих зрителей.

Читайте также: 17 самых гадких поступков главных героев «В Филадельфии всегда солнечно»
В «Газете» нет подобного эскапизма от рабочих обязанностей. С самой первой серии Дэниелс намекает зрителю, что его новый проект — это типичная история о команде андердогов, которая медленно, но верно идёт к безоговорочной победе. Сквозная линия о возрождении «Толедского правдоруба» утяжеляет структуру ситкома: каждая сюжетная завязка ведёт к публикации очередного выпуска, а хронометража на независимые истории банально не хватает. В итоге десять эпизодов сливаются в единое месиво — «Газету» приятно смотреть залпом, а вот пересматривать отдельные эпизоды вряд ли захочется.
Новая структура — это не плохо. Плохо, когда эту структуру насильно привинчивают к прекрасно работающему шоу. Дэниелс явно пытался обновить формулу «Офиса», но поленился идти до конца: параллели «Газеты» с его главным детищем прослеживаются невооружённым взглядом. В дуэте Неда и Мейр моментально угадываются Пэм и Джим, а в скучающем журналисте Барри — ленивый Стэнли.
Вообще, центральные персонажи «Газеты» получились до обидного блёклыми. Когда Глисона утвердили на роль главного героя ситкома, фанаты были уверены, что известный актёр попытается заменить Стива Карелла. Не угадали. Нед Сэмпсон — скорее Дэвид Уоллес, чем Майкл Скотт. Нервный главред, конечно, печётся о своих сотрудниках, но оказывает знаки внимания без привычного скрэнтонского дружелюбия — его волнует газета, а не люди. К тому же драматическая закалка Глисона мешает персонажу раскрыться: актёр слишком долго играл в «приличных» фильмах, чтобы пуститься во все тяжкие в комедийном образе.
Но главная проблема «Газеты» — это Эсмеральда Грин. Сабрина Импаччаторе мастерски играет стервозную Анну Винтур огайского разлива, но прекрасный комический талант актрисы тратится впустую: персонаж вышел уж слишком отталкивающим. Все десять эпизодов Эсмеральда суёт Неду палки в колёса: бессовестно хамит, придумывает гадкие пранки и распространяет слухи. Одним словом — ведёт себя как злая версия Майкла Скотта. Такому персонажу нет места в уютном ситкоме о прелестях офисной бытовухи.

Зато на втором плане у «Газеты» всё прекрасно. Меланхоличная Николь смешит пофигизмом к работе, пенсионер Барри вальяжно курит прямо в офисе, а бухгалтер Адам (Алекс Эдельман) ведёт себя как милый щенок с задержкой в развитии. Но главная удача Дэниелса — менеджер Кен. Персонаж комика Тима Кея прекрасно влился бы и в золотой состав британского «Офиса»: он источает настолько мощные кринж-волны, что каждое его появление вызывает непроизвольную ухмылку. Жаль, что Дэниелс пожалел на Кена экранного времени — лучший персонаж ситкома прозябает в эпизодах.
Любителям лёгкого юмора не стоит переживать — шоураннер продолжает безобидно шутить на злободневные темы. Правда, некоторые гэги из первого сезона «Газеты» кажутся слегка протухшими: на дворе 2025 год, а Дэниелс с компанией продолжают острить про #MeToo и квадробику.
Первый сезон любого ситкома — это проба пера. Сценаристы копаются в характерах персонажей, тестируют гэги и прислушиваются к мнению зрителей. А затем начинают работу над ошибками: одних героев отправляют на второй план, а других выводят в луч софита. В Дэниелса и его команду хочется верить. К выходу второго сезона персонажей точно приведут в более пристойный вид: Глисона попросят меньше актёрствовать, а Кею выдадут чуть больше экранного времени.
Пока же «Газета» недотягивает не только до уровня «Офиса», но и до современных «рабочих» ситкомов — «Начальной школы Эббот» и шедевральных «Шиномонтажников». Но у нового проекта Дэниелса всё ещё впереди. Не стоит забывать, что первый сезон американского «Офиса» тоже не хватал звёзд с неба.