«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

На 77-м Каннском кинофестивале показали аттракцион невиданного размаха — так можно сказать о фильме Джорджа Миллера «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (Furiosa: A Mad Max Saga). Некоторые в этом году целенаправленно приехали в Канны, чтобы увидеть эту адреналиновую бомбу. Ещё по трейлеру было ясно, что приквел «Безумного Макса» удался на славу. И слава не заставила себя ждать. На Каннской премьере аплодисменты вышли, что называется, далеко за пределы Дворца фестивалей. И разговоров вот уже второй день — только и о фильме. Вместо дежурного «Бонжур, коман са ва?» (Добрый день, как дела?) на Лазурке спрашивают: «Как вам “Фуриоса”?» Ответим честно, как.

Если знаменитый канадский «Цирк дю Солей» не заключит немедленно договор с Джорджем Миллером и его продюсерами и не сделает у себя постановку под названием «Фуриоса» — это будет непростительным просчётом. В шоу «Цирка Солнца» должны быть машины и мотоциклы, они станут двигаться по горизонтали и по вертикали, мчать по кругу и взмывать ввысь, нарушая все законы гравитации. При этом люди будут по ним передвигаться — лазать по проводам и скользить по тросам, спускаться на верёвках, переноситься из одной машины в другую... Переворачиваться, падать и восставать… И обязательно нужно будет в этом шоу поставить большой экран. Возможно, тогда оно приблизится к самому фильму Миллера — хотя бы в малом смысле.

Растения и экзотический фрукт, словно иллюстрация к Библии, появляются в картине лишь в начале и в финале. Всё остальное переносит зрителя в мир черепов и машин, ворот и цистерн, механизмов различной сложности. А также — каньонов и камней, людей и собак... И, конечно же, пустыни.

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса», Warner Bros.

Фуриосу — маленькую ангелоподобную девочку из племени «зелёных», которая, несмотря на дошкольный возраст, уже боец, похитят. И возвращать её в родной дом бросятся женщины. Женская тема проходит через всю картину столь же чётко, сколько — скажем понятно российскому зрителю — и в советской классике, фильме «Белое солнце пустыни». Фуриосе не удастся вернуться домой, её ждёт новая жестокая жизнь, причём настолько беспощадная, что некоторые зрители могут просидеть полфильма с закрытыми глазами.

Сага у Миллера «расписана» на пять частей, идёт около трёх часов, и именно в пустыне проходит наибольшая часть истории. Впрочем, как и в самом «Безумном Максе». Можно, конечно, чтобы было, опять же, понятно российскому зрителю, сравнить «Фуриосу» с фильмом «Кин-дза-дза», но лучше с «Дюной» — это сравнение напрашивается само собой. И, продолжая тему цирка: если в «Дюне» «на арене» есть и животные — то есть гигантские черви пустыни, то в «Фуриосе» — люди и машины. И в обоих фильмах есть обычный народ и возвышающиеся над ним правители. Таков, например, в «Фуриосе» Дементус (Крис Хемсворт, к которому попала маленькая Фуриоса (её играет Алила Браун).

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса», Warner Bros.

Девочка стала любимицей Дементуса, и назвал он её Малышка Ди. Образ тирана получился грозным и смешным одновременно — потому что к одежде воина у него прикреплён маленький игрушечный мишка. Единственный персонаж картины, напоминающий о том, что где-то существует не только вселенная «Безумного Макса», но и другой мир. Дарит Дементус Малышке Ди мишку или отбирает у неё его — иллюстрирует разные фазы их отношений.

Но история продолжается. Дементусу мало мира, который ему принадлежит, — он отправляется завоёвывать другие земли. В частности, намеревается захватить Цитадель, где есть доступ к чистой воде. И вступает в схватку с лидером народа Цитадели — Несмертным Джо (Лейчи Халм).

Сделаем небольшое отступление, чтобы подчеркнуть, что фильм Миллера абсолютно точно нацелен не только на зрителя, но и на премию «Оскар». Помимо женской темы, в нём есть экологическая (родина Фуриосы — Зелёные земли), в картине присутствуют люди разных рас, с особенностями развития, если так можно выразиться о персонажах, каждый из которых особенный по максимуму. Все принципы, которые провозгласил «Оскар», соблюдены как в учебнике, в этом плане действие расписано как по нотам. И если уж речь зашла о музыке — то её точно выдвинут в номинацию — так же как грим и спецэффекты.

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса», Warner Bros.


Кажется, что всё в этой картине выходит за пределы возможностей не только кинематографистов, но и человеческих в целом. В этом плане работа создателей «Фуриосы» — просто переворот сознания.


Но вернёмся к сюжету. Что будет в сухом остатке, если отбросить все трюки и спецэффекты в этом фильме, которые нельзя смотреть иначе как с открытым ртом. Девочку Фуриосу, которая практически не разговаривает (киноманы насчитали, что у героини всего 30 реплик в фильме), Дементус вынужден отдать Несмертному Джо. Тема матери, которая притягивала в начале картины, меняется на отцовскую.

Девочка попадает в своего рода гарем (женщинам тяжело существовать в мужском мире), но этому месту её не удержать, ведь она — боец, и даже если она и старается быть безмолвной, то уж точно не привыкла всё терпеть.

Два раза за фильм Фуриоса состригает волосы — этому есть и мистическое объяснение. С волосами якобы уходит женское начало, и на первый план выступает не хранительница очага и богиня, но защитница и воительница. И вот уже беглянка Фуриоса прикинулась мальчишкой и предпочла постигать науку машин. Говорить она по-прежнему не намерена. Но тут — тот случай, когда всё ясно без слов. И когда перед зрителям предстаёт уже повзрослевшая героиня (Аня Тейлор-Джой) — взгляд её так красноречив, что любые слова — лишние и только всё испортят. Тем более что фильм идёт на высоких скоростях — иногда почти ультразвуковых. В такой ситуации можно только кричать или вещать, как делают остальные персонажи. Фуриосе же до поры до времени это не нужно.

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса», Warner Bros.

Миллер рассказывает историю взросления, взаимоотношений с родителями и первой любви. Так буквально электрические искры возникают при взаимодействии Фуриосы и Претория Джека. Их любовь огненная, как танец фламенко. Она полна страстей и всё время — между жизнью и смертью, от этого ещё сильнее. Но есть ещё и такое сильное чувство, как месть, которая, как разогнавшаяся машина, сметает на своём путь всё остальное. И хотя в названии этого фильма нет слов «дорога ярости», герои выходят на этот путь. И ярость — именно то, что держит вторую часть фильма, как самый крепкий трос — самый тяжёлый механизм.

Ярость у каждого своя.... И смотреть это кино — во многом словно выпустить это чувство наружу. Хорошо, что в кинозале. Более того, на сеансе можно ещё прочувствовать и хаос безумного мира, где одни сражаются с другими, не щадя самое дорогое. Герои напрямую говорят, что их вселенная находится в хаосе. Это они ещё не видели другие — по другую сторону экрана. Для выхода из хаоса всем видится только один путь — Победа. И Фуриоса намерена идти до победного конца, но в своей собственной жизни. И такой конец, он же финал, вдруг неожиданно возвращает смотрящего в историю мирового кинематографа, где подобных сотни, если не тысячи. Но к этому моменту картина уже настолько разогнана, что ничто её не в состоянии испортить. Но почему-то именно в финале вспоминается, что Миллеру уже скоро будет 80. И что Шарлиз Терон, с которой вместе было бы очень интересно посмотреть это кино и последить за её реакцией, не попала в картину именно из-за возраста: Миллер вначале хотел её омолодить с помощью компьютерных технологий, но потом от этой идеи отказался. Себя, можно сказать, с помощью технологий он «омолодил». Это доказывает весь фильм вплоть до финала. Цирк, образно говоря, уезжает. Люди со всеми своими несовершенствами остаются. В пустыне, в крепости, в норах, на дорогах ярости проблемы у них одни и те же. Либо есть любовь, либо её нет — и тогда месть и злость делают своё дело, разбивая попутно всё большее количество машин.

Читайте также
«Калимба»: мелодия о том, как мы попали в ловушку
Об эксперименте, который вышел из под контроля.
«Семь чёрных бумаг»: обманывая горе
О том, как война куёт новую мифологию.
«Мысль о тебе»: май, декабрь
Энн Хэтэуэй в ромкоме по фанфику, который не станет классикой.
Также рекомендуем
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями дорога вымощена лишь в одном направле...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями дорога вымощена лишь в одном направле...

Последние новости

Суд одобрил иск «настоящей Марты» против Netflix
Сериал «Оленёнок» не соответствует реальности, постановил судья.
Сериал по «Гарри Поттеру» спровоцировал суд между Warner Bros. и Sky
«Уорнеров» обвиняют в нарушении партнёрского соглашения.
Сериал «Чаки» закрыт после трёх сезонов
Но в разработке находится новый фильм.
00:00