18 мая состоялась мировая премьера уже 10-й части «Форсажа» — пока по официальному канону она предпоследняя, но Вин Дизель уже намекает на продолжения. Делимся впечатлениями от очередного эпизода главной семейной саги.
Семья во главе с Домиником Торетто (Вин Дизель), кажется, уже добилась всего, чего хотела: денег, удовлетворённых амбиций, покоя, возможности мирно проводить пикники на природе с подрастающим поколением и бутылкой неизменного пива Corona под рукой. Но когда ты разносишь город в щепки, жди, что до тебя долетят обломки.
На сей раз обломки в виде Данте (Джейсон Момоа), сына наркобарона Эрнана Рейеса (Жоакин де Алмейда), долетели аж из пятой части — из той самой истории с сейфом, что разнёс пол-Рио.Оказалось, что Данте всё это время был где-то рядом с отцом (просто скромно ускользал от внимания камер) и сам едва не погиб после того, как его автомобиль сбили сейфом в воду. Но нет, он выжил и четыре с половиной части спустя готов мстить — даже не столько за отца, сколько просто так.
В мире «Форсажа» все уже давно поняли, что Торетто слишком неубиваем сам по себе — тачки, в которых он сидит, начинают с презрением смотреть на законы физики (и другие тачки), а все взрывы вокруг наносят ему только быстрозаживающие царапины. Поэтому правильнее добираться до его близких и друзей, чтобы попытаться шантажировать главного героя. Так поступает и Данте, необъяснимым образом он повторяет стратегию хакерши Сайфер (Шарлиз Терон), в том числе против неё самой: берёт в заложники близких и родных всех, кто может сражаться против Торетто, и направляет их против него.
По ряду многочисленных сюжетных обстоятельств команда разделяется — подросший сын Доминика (Винсент Сиклер) вместе с дядей (подобревший Джон Сина) прячутся от людей Данте, Летти (Мишель Родригес) объединяется с давним врагом Сайфер, чтобы сбежать из тюрьмы, Доминик гневно разыскивает Данте, а остальная часть компании вроде Романа (Тайриз Гибсон), Теджа (Лудакрис) и Хана (Сон Кан) большую часть времени просто шутит фирменный форсажевский юмор. Всё это сопровождается фирменными погонями, взрывами и встречами с персонажами из предыдущих частей, от героев Стэйтема до Галь Гадот, а в бонусной сцене появляется даже ругавшийся с Дизелем Скала.
К десятой части саги, кажется, все понемногу подходили с ощущением того, что пора бы закругляться. Вин Дизель убедил Universal разбить финальную картину на два эпизода — слишком несолидно было бы завершать такую длинную франшизу одной. В режиссёрское кресло изначально пригласили Джастина Лина — главного ремесленника по «Форсажу» (снял аж пять частей). Но в этот раз у режиссёра возникли разногласия по поводу сценария и общего видения проекта с, вероятно, Вином Дизелем (он ещё и продюсер франшизы). На замену ветерану киномашинного дела пригласили Луи Летерье («Невероятный Халк», «Иллюзия обмана») — его, напротив, несколько раз звали снимать, но до текущего момента по разным обстоятельствам не складывалось.
Сложно сказать наверняка, повлиял ли Летерье на окончательный облик проекта или просто согласился с видением Дизеля, но внешне всё склоняется ко второму варианту. Торетто в версии 10 — почтенный патриарх, о котором с уважением говорят и друзья, и враги. Последние, например, прежде чем врезаться в его машину, обязательно перечисляют его регалии и крутость — учитывая статус Дизеля в проекте, от такого идолопоклонства к 10-й части перестаёт быть смешно и становится просто неловко.
Торетто предстаёт не только как отец своему сыну, но и как наставник для всей собравшейся за эти годы семьи — настолько, что начинает походить уже не на отца, а на дедушку, и довольно ворчливого («В ваше время никто не умеет слушать и слышать»). Для такого старца, что с ухмылкой оглядывается на прошедшие годы, сценаристы услужливо добавляют многочисленные артефакты прошлого — фото персонажей Пола Уокера и Эльзы Патаки, флешбэки из прошлых частей и встречи с новыми старыми знакомыми — в общем, всё, чтобы аура прощания начинала дымиться над тачками. Стоит ли говорить, что в такой прямолинейной франшизе, как «Форсаж», подобные жесты оказываются очевидной манипуляцией.
Кажется, что финальные части должны постараться собрать всё лучшее в серии фильмов и представить это комбо в лучшем виде. Летерье и Дизель явно попытались это сделать: количество членов семьи и всех сочувствующих разрослось до масштабов карликового государства, машины в энный раз заставляют страдать и сопротивляться всем законам физики, действие фильма скачет от Лондона до Антарктиды, от Лос-Анджелеса до Португалии. От такого концентрата когда-то, казалось бы, простой фильм про тачки становится почти эзотерическим — тем смельчакам, что хотят с нуля разобраться в хитросплетениях отношений между персонажами и локальных отсылках, можно только посочувствовать.
Другое дело, что попытки вобрать всё лучшее так и остались попытками. Говорить о диалогах или общем резюме происходящего сложнее «тачки, семья и взрывы» давно стало моветоном. Но в лучших своих эпизодах «Форсаж» мог похвастаться безрассудной изобретательностью трюков, хорошим монтажом и качественными спецэффектами. Фильм Летерье не проходит проверку ни по одному из пунктов. Придумать что-то безумнее полёта в космос (события предыдущей части) не вышло, монтаж фильма, особенно в диалоговых сценах, создаёт ощущение просмотра на увеличенной скорости, а большая часть спецэффектов выглядит как тот самый полёт — максимально хромакейно.
Даже в том, что считалось фирменным постыдным удовольствием во франшизе, — цитатах про тачки — новая часть основательно проседает. Больше никаких «на 20 процентов ангел, на 80 дьявол», в лучшем случае такое:
— Если будешь смотреть в зеркало заднего вида, кое-что упустишь.
— Что?
— Вечность этого момента.
Есть ли в новой части что-то хорошее, что заставляет ностальгировать по временам качественного безумия и экшна? Пожалуй, персонаж Джейсона Момоа. Данте использует абсурдный фундамент своего появления во франшизе как повод сделать вещи ещё более гротескными, не лишая их безумного обаяния, — сцена, где он делает педикюр трупам бывших соратников, одна из самых ярких в фильме.
В любом другом случае переигрывания Момоа, шутки в диапазоне «от Джека Воробья до Джокера» и контрастный внешний вид сочли бы перебором, но именно в «Форсаже» они скрашивают стариковское ворчание главного героя и очередные неловкие шутки про Романа-ловеласа. Кажется, что психологически и Торетто, и другие члены семьи остались где-то на рубеже тысячелетий, со словечками «йоу» и «чувак» и буквальными экранизациями Need For Speed. Герой Момоа хотя бы из конца нулевых, и это уже добавляет ему очков.
В остальном «Форсаж 10» можно назвать попыткой подытожить то, под чем не имеет смысла подводить черту. Зачем нам знать, что семья Торетто уйдёт на покой, если каждая новая часть — и так выдёргивание их из состояния покоя? Чем это приключение важнее и финальнее других? Пожалуй, разве что желанием студии заработать деньги. Картина заканчивается клиффхэнгером с заделом на вторую часть, поэтому фанатам остаётся надеяться, что самое эффектное приберегли на потом. Но пока кажется, что у этой тачки просто закончился бензин.