Фолк-хоррор «Одержимая»: дьявольская баня

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision

В российский прокат выходит фестивальная хоррор-драма «Одержимая», получившая приз за выдающиеся художественные достижения на прошедшем Берлинале. Кинокритик Юлия Салихова рассказывает, какое кино скрывается за невзрачной российской локализацией, и объясняет, почему фильм заслуживает внимания.

1750 год, Верхняя Австрия. Жители лесной деревушки празднуют свадьбу местного рыболова Вольфа (Дэвид Шейд) и мечтательной крестьянки Агнес (Аня Пляшг) из соседнего поселения. Семейная жизнь на первый взгляд счастливых молодожёнов обречена с самого начала: в первую брачную ночь жених ясно даёт понять, что не заинтересован в физической близости с невестой. Нежелание мужа исполнять супружеский долг сильно расстраивает девушку, ведь она безумно хочет зачать ребёнка. Вместо реализации материнских амбиций Агнес приходится приспосабливаться к изнурительной работе на водоёмах и влачить тоскливое существование с ощущением собственной никчёмности. Ежедневные страдания усугубляет постоянный контроль требовательной свекрови (Мария Хофштаттер), которая критикует каждое действие невестки. С каждым днём психологическое состояние девушки ухудшается: гнетущее чувство одиночества перерастает в апатию и в конечном итоге приводит к акту бессмысленной жестокости.

Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision

Прологом к истории служит эпизод, в котором женщина средних лет сбрасывает вопящего младенца с вершины водопада. Дальнейшие кадры бегло рисуют судьбу детоубийцы: за покаянием грешницы следует смертная казнь. Тревожное вступление закладывает основу повествования и недвусмысленно намекает на кульминацию сюжетной линии Агнес. То, что происходит с главной героиней на протяжении всего хронометража, в современной медицине классифицировали бы клинической депрессией, но в дремучем XVIII веке подобные состояния списывали на одержимость, для которой использовали термин «дьявольская баня», — именно так фильм называется в оригинале.

Мировая премьера «Одержимой» состоялась в рамках основного конкурса Берлинского кинофестиваля: картина покорила западную прессу и получила награду за выдающуюся операторскую работу. Для показа широкой аудитории ленту приобрёл видеосервис Shudder, специализирующийся преимущественно на хоррорах.


«Одержимая» в этом смысле несколько выделяется из каталога стриминга: это скорее мрачная историческая драма на тему депрессии, чем фильм ужасов в привычном понимании.

Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision

Элементы хоррора здесь присутствуют, но не доминируют. Гнетущая атмосфера достигается благодаря тревожному ощущению безысходности. Всё же страдания человека и общественное давление куда страшнее выдуманных монстров.

«Одержимая» — третий мастерпис австрийских хоррормейкеров Северина Фиалы и Вероники Франц. Творческий дуэт прославился в 2014 году после выхода леденящего душу триллера «Спокойной ночи, мамочка» о близнецах, убеждённых в том, что якобы посторонняя женщина с забинтованным лицом выдаёт себя за их мать. Изобретательная работа европейских авторов привлекла внимание американцев: в 2022 году вышел англоязычный ремейк с Наоми Уоттс, который не смог приблизиться к высотам оригинала. Кроме того, впечатляющий режиссёрский дебют позволил самобытному дуэту развивать карьеру в американской киноиндустрии: результатом стал психохоррор «Сторожка» с Райли Кио и работа над мистическим сериалом «Дом с прислугой». Чтобы рассказать историю «Одержимой», постановщики вернулись на родину, в Австрию.

Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision

Сценарий картины основан на историческом исследовании феномена «самоубийства по доверенности», распространённого в Европе XVII–XVIII веков. Только в немецкоговорящих странах было задокументировано свыше четырёхсот случаев, когда религиозные женщины совершали прокси-суицид через детоубийства. После исповеди они надеялись избежать вечного проклятия, ожидающего самоубийц. Фильм посвящён доведённым до отчаяния женщинам и всем погибшим детям.

Создатели ленты со знанием дела воспроизводят суровый быт крестьян на примере отдельно взятой австрийской деревни: снятые на плёнку сцены коллективной рыбалки и стирки на камнях сменяют пьяные сельские гуляния и жуткие религиозные обряды. Поначалу кажется, что авторы фильма рисуют простую жизнь бедных крестьян.


К финалу становится ясно, что перед нами портрет глубоко больного общества, в котором царит мрачный религиозный ужас.


Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision
Кадр из фильма «Одержимая», Russian World Vision

Главная находка картины — австрийская певица Аня Пляшг, исполнившая роль Агнес. Изначально основательница экспериментального проекта Soap&Skin должна была просто написать музыку к фильму, но сценарий настолько её тронул, что она проявила интерес к ведущей роли. Режиссёры просто не смогли отказать неординарной девушке: загадочная австрийка покорила съёмочную группу невероятной харизмой. Несмотря на небольшой актёрский опыт, талантов Пляшг хватило убедительно сыграть нарастающую меланхолию, переходящую в полноценный психоз. Сложно поверить, что это всего лишь третья актёрская работа певицы.

«Одержимая» представляет мрачное исследование женской депрессии во времена примитивной медицины, которая объясняла любое отклонение от нормы происками дьявола. Завораживающая операторская работа и тонкая игра исполнительницы главной роли компенсируют медлительный темп повествования и некоторую предсказуемость сюжета. В конечном итоге упакованная в обёртку фолк-хоррора картина должна понравиться жанровым фанатам и ценителям необычного авторского кино.

Читайте также
«Я же говорила»: проблемы душных людей
Самое неприятное в их душевных метаниях то, насколько они знакомы.
Райдер без причины: «Байкеры» с Остином Батлером и Томом Харди
Экранизация фотокниги о романтиках с большой дороги.
В повторном прокате «Что-то не так с Кевином» — жуткий триллер об одной обыденной трагедии
Почему стоит смотреть историю отношений сомневающейся матери и проблемного сына.
«Максин ХХХ»: Голливуд убивает
«В моей профессии пока ты не станешь монстром, ты не станешь звездой».
«Тихое место: День первый»: я люблю Нью-Йорк
Делимся впечатлениями от сентиментального приквела успешной франшизы.
Также рекомендуем
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Монастырская мистика и монахини на грани нервного срыва.
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Монастырская мистика и монахини на грани нервного срыва.
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00