В российском прокате можно застать скандинавскую драму «Сожги все мои письма» от автора фильма «Жена» с блистательной Гленн Клоуз в главной роли. В этот раз Бьорн Рунге объединил на съёмочной площадке не менее уникальных и притягательных актёров: Билла Скарсгарда («Оно», «Варвар»), Асту Аугуст («Королевство») и Густава Линда («Рыцари справедливости»). «Сожги все мои письма» — история про разрушительную ревность, гнев и опустошающее смирение. Подробнее в нашем материале.
В 2017 году на экраны вышел фильм «Жена», в котором скандинавский режиссёр Бьорн Рунге исследовал многолетние тайны и обиды, скрытые от посторонних глаз в истории одной успешной творческой четы. Он — признанный писатель, слава которого не утихает и после смерти. Она — его преданная жена. Их многолетний брак, конечно же, не тихая гавань спокойствия и стабильности, а съедающая душу буря несправедливости, и правда в конечном итоге грозится вскрыться, как гнойник, старательно спрятанный под слоем одежды. В новом фильме «Сожги все мои письма» Бьорн не отходит от заданной формулы и вновь с головой погружается в историю. В этот раз он скрупулёзно препарирует стороны треугольника, ища в этих жизненных линиях следы будущих трагедий.
У Алекса образцовая литературная карьера и биография: внук успешного писателя, он ведёт жизнь интеллектуала, в ней есть место и для красавицы-жены, и для очаровательных детей. Но семейную идиллию портят бесконечные вспышки гнева мужчины, которые он обрушивает на свою возлюбленную. В этот раз из-за её якобы слишком фривольного поведения на вечеринке паре срочно пришлось уехать с праздника, так как Алекс не мог выносить внимание к его супруге и восхищённые взгляды чужих мужчин. Во время ссоры тёмная сторона души писателя вырывается, поэтому жена забирает детей и уезжает к маме, оставив Алекса наедине со своим гневом. Ответы и причины мужчина начинает искать в детстве, в примечательной истории отношений его дедушки и бабушки. И здесь на авансцену истории выходят реальные персонажи, а именно шведский писатель Свен Стольпе, его жена Карин Стольпе и ненавистный коллега и вечный оппонент литератора Улоф Лагеркранц.
«Сожги все мои письма» пытается обнаружить тот момент, когда отношения Стольпе с женой дали роковую трещину. Когда внук нашёл письма соперника к Карин, которые она хранила и перечитывала много лет? Нет, гораздо раньше. Когда одинокая в браке с успешным писателем молодая женщина увлекается начинающим литератором? Возможно, но интрижка — лишь следствие. Когда Карин была вынуждена избавиться от ребёнка? А может, этим отношениям изначально не было суждено оказаться в категории «долго и счастливо».
Стольпе, следуя версии Бьорна, страстно любил и с такой же силой ненавидел свою прекрасную жену. Гнев, ревность, чувство собственности, жажда всепоглощающего обладания — эти пугающие страницы читает Алекс, пролистывая дневниковые записи своего дедушки и его соперника. В течение многих лет оба литератора обрушивались друг на друга с лавиной критики и жёлчи через свои статьи и заметки. Злость, которая не покидала биографию этой троицы с момента встречи и до смерти каждого из них. Обращаясь к истории своей семьи, Алекс ожидаемо подмечает отголоски родового порока в себе и своём отношении к жене, которой хочет владеть, как неодушевлённым произведением искусства. Но если Карин по какой-то причине осталась рядом со Свеном, то жена Алекса не готова восседать на пьедестале по левую руку от своего мужа.
Меланхоличное, неторопливое повествование, в котором всё время ощущается некая недосказанность, кого-то может утомить. Но какие-либо сценарные или же стилистические огрехи с лихвой компенсируются невероятным актёрским бенефисом Билла Скарсгарда, Асты Аугуст и Густава Линда. Втроём они великолепно разыгрывают эту карточную партию, наполненную робкими прикосновениями, властными объятиями, нежными взглядами, ревностными укорами и глубоким разочарованием. То ли в себе, то ли в других.
В конце концов, «Сожги все мои письма» — это не история про творческую и любовную дуэль двух мужчин, это попытка разобраться в мотивах и жизни женщины, которая не могла чувствовать себя счастливой и свободной рядом с мужем, чья любовь, как удав, всё сильнее сжимала её с каждым годом. Она любила ходить босиком, но он презрительно вздыхал, когда она снимала туфли в общественном месте; Стольпе позволил себе ужасающий акт препарирования их личной истории, перенеся подробности отношений с Карин в свою пьесу, прочитанную прилюдно уважаемым мужам и дамам. И что же связало так крепко жизни несчастных? Почему две сильные, страстные, сложные личности оставались вместе на протяжении многих лет, мучаясь призраками прошлого и перебирая в памяти ушедшие дни? Загадка, которую Рунге, к сожалению, не в силах разгадать, как и герой его фильма Алекс.