В российский прокат вышла картина «Клон» Райли Стернса, режиссёра фильма «Искусство самообороны». Рассказываем, чем нам понравилась новая работа Стернса и чему в этот раз зрителя учит Аарон Пол.
Господин Голядкин хотел закричать, но не мог, — протестовать каким-нибудь образом, но сил не хватило. Волосы встали на голове его дыбом, и он присел без чувств на месте от ужаса. Да и было от чего, впрочем. Господин Голядкин совершенно узнал своего ночного приятеля. Ночной приятель его был не кто иной, как он сам, — сам господин Голядкин, другой господин Голядкин, но совершенно такой же, как и он сам, — одним словом, что называется, двойник его во всех отношениях.
Фёдор Достоевский. Двойник
В повести Фёдора Достоевского титулярный советник Яков Голядкин однажды обнаруживает, что в жизнь его проник двойник. Такой же Голядкин поначалу вызывает у оригинала симпатию, но чем дальше заходит знакомство советников, тем яснее становится, что клон вполне может выдавить первоисточник из рутины, полностью заменив его. В царской России прошлого явление двойника — экстраординарная погрешность, в мире будущего режиссёра Райли Стернса клоны — часть общества.
Сара (Карен Гиллан) — молодая девушка, она страдает от гиперопеки матери, ставящей дочери в укор редкие звонки, пытается сохранить отношения с парнем, который уехал в командировку и выказывает некоторое пренебрежительное отношение к их видеовстречам. По вечерам Сара залипает на порно и с равнодушием наблюдает за тем, как её окутывает рутина. Но в один из дней врач объявляет девушке, что она смертельно больна, шансов на излечение практически нет, так что самое лучшее, что может сделать Сара, — рассказать всё родным и подготовиться к смерти.
Для тех обречённых, кто горько переживает за то, как с потерей справятся их близкие, научный прогресс предлагает заботливый выход — клонирование. Двойник проведёт со своим оригиналом несколько дней, чтобы аккуратно и усердно перенять все привычки, выучить интонации, интересы, предпочтения, а когда пройдёт тяжёлая минута прощания, займёт место заказчика.
Процедура распространённая, надёжная и гарантирующая успех, хотя судить о результатах придётся уже не Саре, а её парню и матери. Девушка соглашается. И уже через несколько дней знакомится со своим двойником.
Сара 2.0 за работу берётся с обещанной кропотливостью: приглашает парня на свидание, планирует их первый секс, за спиной у героини созванивается с её матерью и окончательно влюбляет в себя близких. Кажется, что горевать те точно не будут, когда болезнь Сары разрушит её организм. Беда лишь в том, что небольшой процент на выздоровление всё ж взял своё — у девушки ремиссия. И по закону теперь результат смертельной дуэли определит, кто из двух версий Сары останется жить.
«Клон» Райли Стернса предлагает зрителю ошарашивающую концепцию того, что в его кинематографическом мире оригинал, человек-первоисточник имеет не больше прав, чем его двойник. Ведь, по сути, что даёт ему преимущество? Количество прожитых лет? Факт существования? Обе девушки обладают схожими воспоминаниями, пристрастиями, чертами характера, страхами и мечтами. Клон Сары жаждет жить и получить самостоятельный опыт, так почему она должна быть лишена такой возможности, если на поверку окажется лучше оригинала? Она чаще звонит матери, внимательнее к своему парню, умеет окружить близких заботой, в отличие от настоящей Сары. Всем было бы лучше, уступи первая своё место.
Вот только героиня, лишившись своей прежней жизни, выстроила себе новую, в которой ей не нужно испытывать угрызения совести из-за постоянных упрёков матери, а также переживать о том, что она недостаточно хороша для своего идеального парня. В жизни 2.0 Сара с успехом овладевает оружием, приводит тело в идеальную форму, воспитывает уверенность и культивирует своё право на существование.
Но, самое главное, если у Достоевского Голядкин искренне желал вернуть своё, то Саре вовсе не хочется возвращаться к той точке, в которой мы встретили девушку в начале фильма.
В «Клоне» удивительно безэмоциональный и обворожительный Аарон Пол будет учить Сару, каким видом оружия легче обездвижить, оглушить, шокировать и изувечить соперницу. Их тренировки будут проходить не по системе голливудских боевиков с нарезкой кадров под бодрую музыку. Это процесс безжалостный и нацеленный на привыкание к самой мысли о насилии и убийстве. Саре должно быть не страшно, не боязно и не жалко уничтожить ту, кто покушается на её жизнь.
Но сама дуэль, хоть и кульминационный элемент повествования, вовсе не центральная тема рассуждения режиссёра. Недовольство близкими оригинальной Сарой выливается в то, что не клон, пользуясь возможностью, решает заменить им их дочь/девушку, а они углядели в Саре 2.0 шанс изменить и свои жизни тоже. Свежий старт, и на этой дистанции не будет прошлых ошибок. Но только клону, впитавшему в себя личность оригинала настолько, насколько это возможно, ещё предстоит понять и осознать, почему главная героиня в конечном итоге с таким рвением решает вырваться из своей рутины.