Фильм «Фрагменты женщины»: мост, который разрушила беда

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями ребёнка «Фрагменты женщины», англоязычный дебют венгерского режиссёра Корнеля Мундруцо. Максим Ершов рассуждает о простых, но красивых метафорах в фильме и выдающейся актёрской игре Ванессы Кирби.


 Марта (Ванесса Кирби) работает в офисе и занимает в компании высокую должность (ничего точнее сказать нельзя). Её муж Шон (Шайа ЛаБаф) работает бригадиром на строительстве моста. Пара живёт в Бостоне. Они вместе приняли решение рожать в домашних условиях, а не в больнице. Акушерка, которую они ждали, к ним прийти не смогла, но нашла вроде бы достойную замену (Молли Паркер). Через считаное количество секунд после появления на свет девочка перестала дышать. Марта и Шон по-разному встречают страшную трагедию. А властная мать девушки (Эллен Бёрстин) хочет затеять судебный процесс против акушерки. Ведь кто-то же виноват, ребёнок умер. Но время лечит лучше любых приговоров и утомительных разбирательств.

Венгерский режиссёр Корнель Мундруцо («Белый бог», «Дельта» и «Спутник Юпитера») впервые снимает на английском, зато в очередной раз работает со своей девушкой и сценаристкой Катой Вебер. Мундруцо не боится экспериментов и не повторяется. «Фрагменты женщины» для него — большой шаг в сторону гиперреализма, на территорию братьев Дарденн. Но и привычная венгру метафоричность сохранилась. В продюсерах фильма значатся великий и ужасный Мартин Скорсезе и молодой и громко заявивший о себе Сэм Левинсон («Нация убийц» и «Эйфория»).


Шайа ЛаБаф прекрасно чувствует себя в роли образчика токсичной маскулинности, огромного комка пролетарского гнева и боли, готового взорваться в любой момент. Он не стесняется своих эмоций и не прячет их за внушительной бородой. Эллен Бёрстин убедительно давит всех на своём пути, ставя на первый план мнение подруг и свои собственные представления о прекрасном, а никак не чувства своей дочери.

Но, конечно же, «Фрагменты женщины» — бенефис Ванессы Кирби, актрисы, на которой держится весь фильм и которой прежде не попадались столь сложные и интересные образы. Камера фиксирует мельчайшие изменения в её внешнем виде: одежда, причёска, макияж, выражение лица. Через них зритель наблюдает за постепенным принятием матерью потери ребёнка. На фестивале в Венеции (а картина была показана в конкурсе) её работа была отмечена кубком Вольпи за лучшую женскую роль. В грядущем наградном сезоне помешать британке удостоиться «Оскара» и/или «Золотого глобуса» может разве что Фрэнсис МакДорманд, блеснувшая в драме Хлои Чжао «Земля кочевников».


Холодные зимние пейзажи, пустота в душе героев и непонимание, как жить дальше, напоминают «Манчестер у моря», события которого также развивались в Массачусетсе. Приглушённые тона, серо-жёлтые цвета и ракурсы съёмки похожи на «Брачную историю». Только Мундруцо при активном содействии оператора Бенжамина Лоба предпочитает словам движения тела и отдельные выплески энергии.

Фильм разбит на несколько показательных эпизодов, всё действие занимает примерно год. Оно начинается с душераздирающей и крайне напряжённой сцены родов. Длится она добрых полчаса и снята одним планом. Мундруцо не жалеет аудиторию и сразу же наносит мощный удар под дых, после которого крайне трудно оправиться. Вот начинаются схватки, отец мечется по квартире, приходит акушерка — всё показано максимально подробно, никакой безопасной дистанции нет, здесь и сейчас.


Кульминационный момент — самое начало драмы, но в дальнейшем саспенс не рассеивается, просто он принимает форму трагедии, в которой нет места паузам на шуточки и отдых. Пока в мир супругов не вторглось несчастье, жизнь текла своим чередом. Но стоило произойти беде, вылезли все крохотные противоречия (разный социальный статус супругов, их несовпадение темпераментов). Параллельно конфликту мужа и жены развивается противостояние совершенно не понимающих друг друга матери и дочери. Важны и бытовые детали: засохшие растения в горшках и горы грязной посуды становятся символами разваливающегося брака.

Герой ЛаБафа неслучайно строит мост. Трагедия разрушила его семейный дом до основания, теперь и Шону, и Марте приходится отстраиваться заново, заполнять пустоту. Муж хочет перекинуть верёвку с одного берега на другой, соединить прошлое и будущее, забывая про настоящее. Смерти дочери как будто нет, пусть всё будет как раньше. Жена запомнила, что ребёнок пах яблоками. Она постоянно ест их в кадре, а в холодильнике пытается прорастить новую жизнь из семян. Пути супругов никак не сходятся. Венгерский режиссёр находит для каждого из них метафору и протягивает её до самого конца. У него образы не просто красивы, но и функциональны, работают на раскрытие психологического портрета персонажей. Это не скупое препарирование чужих душ, но и попытка вглядеться в тьму, не закрывать глаза и отыскать выход. Ведь нужно же как-то найти в себе силы побороть нежелание жить.


Читайте также
Фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды»: инопланетный гость
На закате новогодних праздников в российский прокат вышел фильм Гэбриела Рэнджа «Дэвид Боуи. Человек со звезды». Тимур Алиев —...
«И вот звучит привычный лёгкий джазок»: «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и стало частью наших воспоминаний. Ал...
Фильм «Сентенция» Дмитрия Рудакова: сохрани мои сны навсегда
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в российский прокат фильм «Сентенция» о&n...
«Пусть говорят» Стивена Содерберга
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении трёх подруг, на старости лет решивших...
«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал нечто новое, как всегда удивительное....
Фильм «Мужчина и женщина: лучшие годы»: вернуться, чтобы помнили 
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на экраны случайной истории любви с норма...
Также рекомендуем
13 ноября 1980 года состоялась премьера фильма «Бешеный бык». Спортивная драма Мартина Скорсезе, которая ра...
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.
Начнём неделю со сногсшибательных новостей. Ксения Ильина составила для вас субъективный топ-7 израильских фильмов...
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Канн...
13 ноября 1980 года состоялась премьера фильма «Бешеный бык». Спортивная драма Мартина Скорсезе, которая ра...
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.
Начнём неделю со сногсшибательных новостей. Ксения Ильина составила для вас субъективный топ-7 израильских фильмов...
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Канн...

Последние новости

«Последний ронин» с Юрием Колокольниковым выйдет 19 декабря
Полнометражный дебют клипмейкера Макса Шишкина.
Завершились съёмки четвёртых «Плохих парней»
Которые доберутся до кинотеатров 7 июня.
00:00