Два, три, Бёртон, приди: каким получился второй сезон «Уэнздей»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Второй сезон «Уэнздей», кадр: Netflix

На Netflix вышла первая половина продолжения самого хитового англоязычного сериала Netflix за 2022 год — «Уэнздей». В режиссёрском кресле по-прежнему восседает Тим Бёртон, тандем сценаристов Альфреда Гофа и Майлза Миллара тоже на месте, а актёрский состав пополнился множеством громких имён. Валерия Куприна рассказывает, удалось ли второму сезону повторить триумф оригинала.

Читайте также: Азбука «Уэнздей» — готика, зумеры и Тим Бёртон

Школьные каникулы в «Неверморе» подходят к концу. Уэнздей (Дженна Ортега) летом времени зря не теряла: начала работу над книгой, отточила свои экстрасенсорные навыки и успела закрыть детский гештальт — поймала серийного маньяка из Канзас-Сити. В новом учебном году она возвращается в академию уже по собственной воле — срабатывает ассоциация с местом преступления, куда готическую девочку неутомимо влечёт. Осенний семестр встречает её новым испытанием на прочность: после спасения «Невермора» от свихнувшейся преподавательницы (Кристина Риччи) одноклассники провозгласили Уэнздей чуть ли не мессией. Вокруг неё даже организовался фан-клуб во главе с изгоем-невидимкой (Иви Темплтон), а новоиспечённый директор (Стив Бушеми) так и норовит привлечь нелюдимую девочку к разного рода социальным активностям. Ко всему прочему, возвращается сталкер из первого сезона, рядом происходит серия загадочных убийств, а видения предрекают смерть лучшей подруги Энид (Эмма Майерс). И вот Уэнздей вновь берётся расследовать тайны «Невермора».

Дженна Ортега во втором сезоне «Уэнздей», кадр: Netflix

Читайте также: Дженна Ортега — портрет новой королевы крика

Хотя номинально с событий первого сезона прошло три месяца, зрители ждали продолжение сериала целых три года. За это время случилось многое: актёра Перси Хайнса Уайта, сыгравшего Ксавье, отменили (поэтому шоураннеры отправили любовный интерес Уэнздей учиться в далёкую Швейцарию); троица Бёртон — Гоф — Миллар успела снять необязательный сиквел «Битлджуса»; Дженна Ортега стала настоящей звездой Голливуда, а каст самой «Уэнздей» разросся до небывалых масштабов. Проблемы с актёрским составом в некотором смысле даже пошли проекту на пользу: отпала вымученная романтическая линия, место Торы Бёрч заняла главная спутница «Доктора Кто» Билли Пайпер, а роль директора «Невермора» досталась обладателю самых расфоршенных глаз в интернете Стиву Бушеми (да-да, про мем How do you do, fellow kids? не пошутил только ленивый).

В общем, мискаста не случилось. Зато появилось огромное количество новых персонажей и сюжетных разветвлений, худо-бедно укомплектованных в четыре часовые серии первой половины второго сезона. Так, новоявленный директор с замашками Трампа хочет сделать академию great again, за монстром-хайдом присматривает гений от мира психиатрии доктор Фейрберн (Тандиве Ньютон), сирена Бьянка (Джой Сандей) решает проблемы неудачливой матери, а противостояние «нормисов» и «изгоев» только накаляется. Своё развитие получили и члены семейки Аддамс: придурковатый брат Уэнздей Пагсли (Исаак Ордонес) тоже пошёл в академию и успел наворотить дел, воскресив зомби с механическим сердцем; мать Мортиша (Кэтрин Зета-Джонс) стала главой благотворительного комитета; где-то на горизонте замаячила пропавшая тетя Офелия, а бабушка (Джоанна Ламли), управляющая сетью моргов, и вовсе преподнесла в подарок внучке кладбище.

Второй сезон «Уэнздей», кадр: Netflix
Второй сезон «Уэнздей», кадр: Netflix
Второй сезон «Уэнздей», кадр: Netflix
Второй сезон «Уэнздей», кадр: Netflix

Сериал, раннее сконцентрированный на одной только Уэнздей, трансформировался в настоящую семейную сагу (ещё не Форсайты, но уже не Будденброки). На первый план вышли второстепенные персонажи, за счёт чего Уэнздей и её расследование как бы остались в тени. Отчего избранный шоураннерами путь повторения механик первого сезона представляется крайне сомнительным: фирменное повествование от первого лица теряется на фоне обилия действующих героев, неморгающая Дженна Ортега больше не вызывает тот вау-эффект, ч/б-флешбэки всё ещё смотрятся стильно, но мало цепляют, а кавер The Rolling Stones на виолончели сменяется кавером Zombie от The Cranberries на пианино, который невнимательный зритель точно пропустит мимо ушей.

Полюбившиеся с первого сезона каламбуры и шутки тоже остались на месте (неслучайно в названии каждой серии во всех своих аберрациях обыгрывается слово woe). Уэнздей выдаёт одно высказывание в стиле юношеского максимализма за другим, за дарковый бёртоновский юмор теперь отвечает в том числе и Энид, а количество гэгов по отношению к продолжительности эпизодов превышает все допустимые границы. Другое дело, что к ним примешиваются хохмы далеко за гранью фола — в частности, все они выпали на долю бедного Пагсли и балансирующего на обрыве (не побоимся этого слова) кринжа директора «Невермора».

Стив Бушеми во втором сезоне «Уэнздей», кадр: Netflix

Читайте также: Ужасы реинкарнации и пляска смерти — лучшие адаптации произведений Эдгара По

За что сериалу стоит отдать должное, так это за хоррор-элементы, которые во втором сезоне получились действительно пугающими (осторожно: присутствует парочка скримеров), и скрупулёзное внимание к декорациям и костюмам, выполненным по всем заветам золотого века голливудского кино. Радует и вклад самого Бёртона — в одном из эпизодов мелькает крохотная анимационная вставка, отсылающая одновременно к «Винсенту», «Трупу невесты» и «Франкенвини».

В общем-то, «Уэнздей» по-прежнему остаётся идеальным проектом для прославившегося своей гротескной картинкой режиссёра. Проблема продолжения кроется в другом — абсолютно провисающем (а не тщательно сконструированном, как это было в первом сезоне) сюжете. Ключевая интрига расследования Уэнздей отказывается выполнять свою функцию — она не интригует, потому что на уровне нарратива линия с убийствами прописана до жуткого алогично. Строить догадки о том, кто убийца, попросту невозможно — сюжет лишён причинно-следственных связей, а водить наученного опытом зрителя за нос случайно оказавшимися на месте преступления персонажами больше не выходит. Отсюда отсутствие всякого желания даже пытаться предугадать исход событий и полное разочарование, когда этот исход всё-таки происходит.

Пока что такую нестройность повествования можно списать на намеренное разделение сезона на две части — вторая выйдет на Netflix уже в сентябре. Как раз здесь с догадками всё в разы проще: судя по всему, нас ждут зомби-апокалипсис, появление Леди Гаги, тетя Офелия в качестве проводника и новое столкновение с монстром-хайдом.