На Netflix появилось продолжение комедийного детективного хита Райана Джонсона — «Достать ножи: Стеклянная луковица». Лучший сыщик мира Бенуа Блан в исполнении Дэниэла Крэйга снова в деле. Максим Ершов рассказывает, удалось ли сиквелу потягаться с оригиналом и изменил ли Джонсон рецепт успеха первой картины.
Пандемийный 2020 год. Большинство людей сидит на карантине, а на улицу выходит только в маске. Учёный Лайонел (Лесли Одом — младший), бывшая супермодель Бёрди (Кейт Хадсон) и её ассистентка Пег (Джессика Хенвик), популярный стример Дьюк (Дэйв Батиста) и его подружка Виски (Мэдлин Клайн), а также кандидат на пост губернатора Коннектикута Клэр (Кэтрин Хан) получают приглашение на частный греческий остров от эксцентричного миллиардера и основателя успешной хайтек-компании Майлза Брона (Эдвард Нортон). Богач ежегодно собирает друзей и устраивает для ближнего круга запоминающееся приключение. Неожиданно на этот раз приглашения также удостоились всемирно известный сыщик Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) и давно рассорившаяся с Броном его бывшая бизнес-партнёрша Энди (Жанель Моне). Миллиардер собирается поиграть и устроить собственное фиктивное убийство. Участникам нужно отыскать преступника, определить способ убийства и мотивы. А затем в шикарном поместье «Стеклянная луковица» один из игроков действительно умирает, выпив из стакана Майлза. Естественно, ответы на все вопросы найдёт месье Блан.
Райан Джонсон — режиссёр разносторонний. Он автор фильма-ограбления «Братья Блум», неонуара «Кирпич», фантастики «Петля времени» и «Звёздные войны: Последние джедаи». Но большую славу ему принёс комедийный детектив «Достать ножи», собравший в 2019 году более $300 млн в прокате и номинированный на «Оскар» за лучший сценарий. Похоже, Джонсон решил всерьёз сосредоточиться на загадочном жанре: между второй и третьей частями «Достать ножи» на малые экраны выйдет сериал «Покерфейс» с Наташей Лионн.
«Стеклянная луковица» непременно понравится поклонникам оригинального фильма. Это редкий случай, когда сиквел едва ли в чём-либо уступает первой части. Убийство по-прежнему происходит в замкнутом пространстве, а круг подозреваемых чётко очерчен. Визуальный ряд и пышные интерьеры дома богача всё еще впечатляют (есть даже подлинная «Мона Лиза» и множество других ценных артефактов). Главной звездой остаётся Дэниэл Крэйг. Британец дурачится, упоительно говорит с типичным акцентом юга США, носит клетчатые костюмы и полосатые плавательные наряды, а в конце обязательно решает центральную загадку, раскладывая по полочкам мотивы убийцы и устанавливая по секундам его действия.
Фильм строго делится на две части: в первой мы знакомимся с главными действующими лицами и видим преступление, а во второй Джонсон опровергает увиденное и раскрывает секреты своего кинотрюка. Подобное построение сюжета успокаивает и приносит удовлетворение. Все злодеи будут наказаны, тайное станет явным, а Бенуа Блан артистично всё объяснит.
Злодеев на экране хватает. На самом деле порядочных людей среди гостей миллиардера нет, но и богач под стать друзьям. Майлз в юности носил жилетку и ходил с дурацкой причёской, как у Тома Круза в «Магнолии». А в сегодняшнем дне Брон предлагает безумные идеи, которые могут угрожать человечеству как виду. Политик Клэр толкает лживые речи и даёт пустые обещания. До Бёрди шутки доходят, как до жирафа, к тому же бывшая супермодель не уходит с первых полос таблоидов, вляпываясь в один пиар-скандал за другим. Учёный Лайонел работает на Брона и пытается среди коллег продвигать затеи богача. Дьюк записывает ролики, в которых на пальцах объясняет, как быть настоящим мужиком. Загадкой остаётся разве что Энди. По классике жанра убийцей может быть кто угодно, а закадычные друзья на поверку оказываются заклятыми врагами.
Название фильма отсылает к одноимённому треку The Beatles с «Белого альбома», а гостей острова Майлз встречает, играя на гитаре Blackbird — другую композицию битлов. В миллиардере-визионере легко угадываются черты и Илона Маска, и Марка Цукерберга, и Стива Джобса. Джонсон не жалеет богачей и показывает их жалкими, мало чем отличающимися от представителей других социальных слоёв, разве что они ещё более циничны и беспринципны.
Мессианские идеи и планы навсегда изменить мир — лишь фикция, дымка, чтобы запудрить всем окружающим мозги.
Американский режиссёр не пытается удивить аудиторию и полностью повторяет рецепт оригинальной картины, тасуя звёзд в колоде и меняя локацию. Как и последние фильмы Уэса Андерсона, «Стеклянная луковица» — яркое постмодернистское кино, которое хочется внимательно рассматривать, но сюжетно это фильм одного-двух твистов. Форма доминирует над содержанием.
Новое творение Джонсона любопытно скорее как произведение сатирическое, чем детективное. Не очень-то важно, кто убил и даже почему: режиссёру хочется показать срез общества, который по каким-то неясным причинам задаёт в мире тренды. В поместье «Стеклянная луковица» собираются лидеры мнений из разных сфер жизни, но интересуют их только деньги и возможность продолжать жить на широкую ногу. Несколько лобовая дидактика напоминает «Не смотрите наверх», но, пожалуй, время полунамёков и изящных метафор прошло.