Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино Amfest. «Минамата», картина, основанная на реальных событиях, повествует об экологической катастрофе, случившейся в 1970-е в прибрежном городе Японии, и о фотографе, который всеми силами пытался запечатлеть правду. Вера Гиренко заранее предупреждает, с каким настроем стоит смотреть эту картину, хвалит визуальный ряд и рассказывает историю героя Джонни Деппа. В широкий прокат лента выйдет 19 ноября.
Сразу оговоримся. Это очень морализаторское кино, в основу которого заложена достаточно наивная картина мира: он чётко поделён на «чёрное» и «белое», «хорошее» и «плохое», «доброе» и «злое». В рамках этого мировоззрения живут не только персонажи фильма, но и его создатели. Они все объединены поиском правды, которая приравнена к добру. Только после этих концептуальных уточнений двухчасовая «Минамата» выносима и местами даже приятна для просмотра.
Правдоискательство начинается уже на уровне сценария. Фильм основан на реальных событиях. Он рассказывает подлинную (насколько это возможно в кино) историю последней командировки американского фотожурналиста Уильяма Юджина Смита, известного своим крайне субъективным подходом к созданию снимков.
Смит прославился во время Второй мировой войны, когда, участвуя в военных действиях на передовой с Японией, делал шокирующие по градусу правдивости фотографии. После этого он надолго прекратил работу и практически стал затворником. Пока в начале 1970-х годов из-за задания редакции журнала Life не вернулся в профессию, чтобы запечатлеть последствия ртутного отравления жителей японского промышленного города Минаматы. Построенные там химические заводы компании Chisso почти полвека сбрасывали отходы в местный залив. В результате горожане стали страдать недугом, который в 1956 году получил название «болезнь Минаматы». Её симптомы были широко известны: нарушение моторики, деформация конечностей, ослабление зрения и слуха, в худших случаях — паралич.
Для разочаровавшегося в жизни престарелого алкоголика Смита эта командировка — последний шанс воскресить для себя профессию, при помощи которой, как он утверждал, можно изменить жизнь людей к лучшему. Джону Деппу не в первый раз пришлось играть творческую одержимость на алкогольных парах. Такие персонажи в его фильмографии уже были в «Ромовом дневнике» и «Тайном окне». Только вот в этот раз, если верить «глянцевой» прессе, подобное амплуа как никогда близко к реальному состоянию актёра, который в «Минамате» выступил ещё и в качестве продюсера.
Для Смита поиск спасительной правды состоит в том, чтобы в очередной раз ценой потери душевного покоя через фотографии выразить своё отношение к происходящей несправедливости. Экзотичный, замкнутый и хрупкий мирок жителей Минаматы мы видим через восприятие профессионального фотографа и — «глазами» французского оператора Бенуа Деломма. Благодаря съёмке ручной камерой, которая делает изображение похожим на хронику, локальная экологическая катастрофа Минаматы становится глобальным гуманитарным фиаско. Драматизма истории придаёт стыковка игровых и документальных кадров.
Визуальная кульминация фильма вызовет восхищение у эстетов и западного, и ориенталистского толка. Ключевая фотография, сделанная в Минамате для журнала Life, — «Томоко Уэмура в её ванной комнате», где мать моет обезображенную дочь, — напомнит и о ключевом для Европы религиозном сюжете «Пьета», и о восточном парафразе на него, снятом южнокорейским режиссёром Ким Ки Дуком в 2012 году.
«Минамата» претендует на почти публицистическую объективность. Если устами жертв говорится, что все мы так или иначе — жертвы прогресса, то палачи (руководство завода) констатируют: опасные для жизни химикаты давно стали нормой в нашей жизни. Они входят в состав пластика, удобрений, да и фотоплёнки, на которую снимался знаменитый репортаж Смита, — так что мы все пособники экологического преступления в Минамате, а также всех предыдущих и последующих.
Главный недостаток картины состоит в том, что в погоне за правдивостью её создатели, кажется, забыли, что даже серьёзное кино — это всего лишь кино, которое должно быть интересным. С «Минаматой» это случилось не целиком. Она хороша частями, но вообще — производит впечатление затянутого и не вполне внятного зрелища.
Кстати, примерно такой же упрёк получила и первая лента режиссёра Эндрю Левитаса. В предыдущей работе он также обратился к достаточно спорной гуманитарной проблеме. Драма 2014 года «Колыбельная» была про эвтаназию. В основе той работы лежала всё та же «чёрно-белая» картина мира и простая идея. Смерть одного человека, как и смерть многих, — результат личного морального выбора между добром и злом.