2 ноября в прокат выходит полнометражный режиссёрский дебют Светланы Самошиной «Край надломленной луны», снятый по сценарию Наталии Мещаниновой и удостоившийся главного приза в секции «Русские премьеры» на 45-м Московском международном кинофестивале. Рассказываем, какой получилась семейная драма амбициозной постановщицы, посвящённая сложным отношениям трёх поколений женщин.
Журналистка Саша (Анна Шепелева) срывается с летучки и отправляется на «Сапсане» в родной Питер. В городе на Неве разворачивается семейная драма: младшая сестра девушки Соня (Маша Лобанова) поругалась с абьюзивной матерью (Виктория Толстоганова) и сбежала из дома. Долго гадать, куда направилась девочка-подросток, не приходится: она одалживает телефон у сердобольного мужчины Бориса (Артём Быстров) и связывается с Сашей. Оказывается, Соня прячется на семейной даче, пустующей уже много лет. Саша с матерью находят девочку, но та наотрез отказывается возвращаться в город и решает заняться спасением старого дома. Женщинам приходится задержаться в посёлке, а заодно попробовать разрешить затяжной конфликт и объяснить Соне, почему мать соврала о смерти её отца.
Последние несколько лет в отечественном кино наблюдается тренд на драмы об отношениях матери и дочери. Если зарубежные режиссёры давно исследуют конфликты или нерушимую связь двух поколений женщин (взять, к примеру, «Пианистку» Ханеке и сериал «Девочки Гилмор»), то российские кинематографисты только сейчас стали углубляться в столь важную тему. «Ника» Василисы Кузьминой рассказывала о разрушительной зависимости поэтессы Ники Турбиной от авторитарной матери, сделавшей из ребёнка звезду ради собственной выгоды. Сериал Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать» разбирался в последствиях лжи во благо, к которой прибегла гиперопекающая мать дочери-подростка, теряющей зрение. «Время года зима» Светланы Устиновой описывал тяжёлую ситуацию, где обнаруженная у матери болезнь Альцгеймера заставила главную героиню в корне поменять отношение к требовательной родительнице.
«Край надломленной луны» Светланы Самошиной, снятый по сценарию Наталии Мещаниновой, следуя общей тенденции, фокусируется на переживаниях женщин из одной семьи и пристально изучает влияние общего прошлого на их настоящее. В начале фильма также эпизодически появляется бабушка (Эра Зиганшина), которая резко осуждает дочь (Толстоганова) за то, что она так и не научилась понимать своих детей.
В киноиндустрии Светлана Самошина давно: она успела поработать вторым режиссёром, постпродакшн-продюсером, скрипт-супервайзером и занималась фестивальным продвижением, в том числе драмы Наталии Мещаниновой «Комбинат “Надежда”» 2014 года. В 2015-м дипломную короткометражку выпускницы Московской школы нового кино «Как жизнь без любви» показали на «Кинотавре». В 20-минутной картине, рассказывающей о встрече утомлённого режиссёра (Александр Яценко) и растерянной актрисы (Анна Шепелева), уже читался авторский метод Самошиной: сложная гамма чувств, которые персонажи испытывают здесь и сейчас, — сердце всей истории, а разговоры о наболевшем — куда важнее событий. Полнометражный дебют постановщицы «Край надломленной луны», наречённый лучшим российским фильмом на 45-м ММКФ, тоже внимательно наблюдает за героями в моменте. Зритель становится свидетелем/соучастником именно женской истории, оставляющей мужчин на периферии повествования.
Драма, разворачивающаяся в дачном посёлке под Петербургом и изложенная с позиции Саши, застрявшей в затопленном деревянном доме с матерью и сестрой, воспроизводит сущий кошмар всех, кто так и не наладил контакт с близкими. Из бесконечного круговорота взаимных претензий и обид состоит неприглядная и щемяще честная реальность, в которую режиссёр помещает трёх героинь.
«Край надломленной луны», подобно многим семейным скандалам, с шипящего шёпота не раз переходит на душераздирающий крик. Самошина снимает кино о психологических травмах, нанесённых авторитарной матерью, и печальных последствиях отсутствия диалога.
Саша, давно сбежавшая из Питера в Москву в надежде разорвать связь с прошлым, из-за подросткового бунта сестры вновь вынуждена столкнуться с необоснованным осуждением, обвинениями и завышенными ожиданиями, почти что доводящими до нервного срыва. Мать-филолог не стесняется в выражениях и донимает 30-летнюю дочь критикой её внешнего вида и поведения. «Выглядишь ты, Саш, неблагополучно, ведёшь себя отталкивающе. Тебе меняться надо», — говорит героиня Виктории Толстогановой, и в этих словах заключается нежелание женщины признавать ошибки и двигаться навстречу уже взрослому ребёнку. При этом она удивительным образом бережно обращается с младшей дочерью, потакая ей во всём и оберегая от любого «зла», включая живого отца. Вероятно, таким образом мать пытается искупить вину за своё продолжительное отсутствие в жизни маленькой Саши, ведь намного проще строить из себя идеального родителя, чем раскаяться в многолетнем токсичном поведении.
«Край надломленной луны» анализирует влияние матери, являющейся ролевой моделью для большинства девочек, на их будущее. Если в других российских драмах девушки, воспитанные властными или нарциссическими родительницами, испытывают проблемы с самооценкой и склонны к саморазрушению, то Саша, в детстве отданная на попечение бабушке, а в подростковом возрасте узнавшая всё о собственном несовершенстве, нигде не чувствует себя дома — ни в Москве, ни в Питере, ни в родовом гнезде в Комарово.
Она так и осталась неприкаянной маленькой девочкой, о которой мама забыла на целых семь лет, а впоследствии так и не опознала в ней индивида. Даже попытка героини сблизиться с добродушным соседом Борисом (Артём Быстров) сводится к поиску тепла и уюта. Семейное прошлое зритель по крупицам воссоздаёт по диалогам женщин, старым фотографиям и видеозаписям, хранящимся в пыльных коробках на даче. Воспоминания Саши о счастливых днях, проведённых с обоими родителями на заливе, затеряются на дисках, а для 14-летней Сони послужат горькой констатацией отнятого у неё общения с отцом. Старый дом, нуждающийся в восстановлении и заботе, — точная метафора кризиса отношений трёх женщин, который реально преодолеть только с помощью примирения. Откачать воду из комнат — легче лёгкого, а вот заделать трещины после ранящих ссор и разногласий будет гораздо сложнее, да и так ли нужны вымученные извинения Саше, давно вычеркнувшей мать из списка доверенных лиц?
Драма «Край надломленной луны», не богатая на смену локаций, — ещё и сильное актёрское кино. Анна Шепелева, открытая Валерией Гай Германикой, буквально проживает каждого своего персонажа и с такой же самоотдачей подходит к роли Саши — эмоционально раздавленной девушки, ищущей признания если не в семье, то в журналистике. Любопытно, что в «Школе» личность героини актрисы, Оли Будиловой, рассматривалась в том числе сквозь призму её отношений с матерью, в основном поддерживающих и доверительных, а в фильме Самошиной всё ровно наоборот — сплошные манипуляции и психологическое давление. Виктория Толстоганова перевоплощается в уже знакомый по сериалу «Чёрное облако» образ холодной и гиперконтролирующей родительницы, а юная Маша Лобанова всё так же убедительно играет девочку-подростка с переменчивым настроением.
Творческий союз актрис удачно претворяет режиссёрскую идею и сценарий Мещаниновой в жизнь: зрителя погружают в тревожные будни самой настоящей матриархальной семьи. «Край надломленной луны» — с технической точки зрения кино не безупречное, но именно своей небрежной естественностью оно и западает в душу. Хочется, чтобы в российской киноиндустрии такие психологически мощные истории, основанные на женском опыте, звучали гораздо чаще.