В российский прокат выходит любопытная драма о непростых отношениях матери и дочки «Детка». Это полнометражный дебют постановщицы Ирины Бас. Главные роли исполняют прекрасные Виктория Исакова и Мария Мацель. Максим Ершов анализирует шероховатости фильма, которые всё-таки хочется простить авторам, а также отмечает сходства картины с недавним сериалом Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать».
Семнадцатилетняя Даша (Мария Мацель) сразу же по окончании школьного выпускного обманывает строгого консервативного отца (Алексей Фаддеев) и вместо поступления в вуз в Мурманске отправляется на поезде до Петербурга. Девочка-подросток красит волосы в яркий красный цвет и преображается. В Северную столицу Даша приехала не только для того, чтобы подать документы в театральный, но и чтобы познакомиться с мамой Леной (Виктория Исакова), которая ушла из семьи после рождения дочери.
Девочка-подросток пытается понять маму, влюбляется в богатого ровесника Федю (Степан Белозёров) и веселится на полную катушку в ночных клубах.
«Детка» — полнометражный дебют Ирины Бас, которая прежде успела снять две короткометражные работы «Бывшие» и «Конфуз», пару новелл из альманаха «Шестнадцать +» и сериал «Фемида видит». Проект был задуман режиссёром Ириной Бас и сценаристкой Наргиз Багирзаде еще в 2018 году, но запустился сильно позже. Помогла поддержка студии «Ленфильм». Премьера картины состоялась в августе 2023-го на фестивале «Короче» в Калининграде. В конкурсе дебютов «Детка» осталась без призов.
В последние годы отечественные кинематографисты много говорят о проблемах в отношениях внутри семьи. Наверное, в непростом вопросе нет равных Наталии Мещаниновой. «Пингвины моей мамы», «Алиса не может ждать» и «Один маленький ночной секрет» составляют энциклопедию жизни в сегодняшних российских семьях. И всё это истории глазами подростков. По схожему пути идёт и «Детка». Мама Лена раскрывается постепенно, а в начале фильма является и вовсе загадочным и скорее отрицательным персонажем. На зрительское восприятие влияют понятные обиды Даши, которая, с одной стороны, очень хочет общаться с мамой и узнать её получше, а с другой, не может простить, как она считает, предательство. Конечно, мир устроен много сложнее, чем деление на белое и чёрное, а потому девочку ждёт много открытий.
В первой половине картина даже по сюжету напоминает сериал «Алиса не может ждать». Даша, которую отец держал в ежовых рукавицах, наконец-то смогла расправить плечи и почувствовать вкус жизни. Естественно, учитывая, что прежде девочка не видела ни ночных клубов, ни классных баров, ни множества доступных искушений, без перегибов не обойтись. Даша с головой ныряет в омут приключений, не представляя, удастся ли выплыть на берег. Поскольку денег катастрофически нет, Даша, как и Алиса, решает продать девственность.
Мацель, как и Елизавета Ищенко в сериале Мещаниновой, с первых минут притягивает внимание и заставляет с интересом следить за каждым следующим необдуманным шагом выпускницы.
«Детку» стильно и современно снял оператор Александр Демьяненко. Трясущаяся камера ни на секунду не упускает из внимания Дашу, которая кружится в густых клубах дыма и неоновых огнях на шумных вечеринках. Порой кажется, что девочка и сама забыла, как и зачем вообще здесь оказалась. Важным героем выступает обаятельный, но порочный летний Петербург. Тёмные подворотни, бары, тёплые ночи и новые знакомые — верные спутники с восхищением оглядывающейся по сторонам провинциалки.
Режиссёр показывает нам Дашу в самый уязвимый период жизни — детство в прошлом, а взрослая жизнь ещё не началась. Будущее окутано туманом. Удастся ли поступить в театральный и стать актрисой? Сможет ли Даша жить вместе с матерью или придётся возвращаться к отцу? Окажется ли хорошим парнем Федя?
Фильм Бас разбивается на две неровные половины. Сначала «Детка» развивается по всем канонам подростковой драмы об освобождении и обретении себя, а затем уходит в сторону разговорной семейной истории.
Даша и Лена долго и порой по кругу выясняют отношения. На смену обоюдным колкостям приходят разговоры по душам.
Поскольку мать и дочь не общались 17 лет, они спешат поскорее выговориться и компенсировать потерянные годы. Даша надевает мамину одежду и копирует её танцевальные движения, Лена интересуется личной жизнью дочки и спрашивает про результаты ЕГЭ.
Дочь неожиданно понимает, как же похожа на мать, узнаёт подробности жизни Лены с отцом. Как и Даша, её мама мечтала об искусстве, только не о сцене, а о карьере пианистки. Родственницы боятся показать свою уязвимость и не могут прямо сказать друг другу обо всём наболевшем, а потому часто переходят на язык эмоциональных разборок. Голосом разума выступает бойфренд Лены Тёма (Алексей Розин), который пытается разрядить накалённую атмосферу безобидными шутками. Нельзя сказать, что все семейные сцены получились удачными, мешает излишняя экзальтация. Бас несколько искусственно нагоняет драматизма.
В отечественном кино всё равно наблюдается недостаток историй об отцах и детях и разрыве поколений, порой кажущемся. Здорово, что появляются новые фильмы, достойные вдумчивого осмысления. Если «Снегирь» Бориса Хлебникова фиксировал пугающую дистанцию между молодёжью и людьми среднего возраста, «Детка» уравнивает мать и дочку, демонстрирует универсальность стремлений и забот Даши и Лены. Мать и дочь только на первый взгляд кажутся обитательницами разных планет. Фильм имеет терапевтический эффект, призывая зрителей больше говорить, слушать и понимать, а не сразу же бросаться на родных с претензиями и пощёчинами.