В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший всех любимых артистов режиссёра кроме Джонни Деппа. Максим Заговора считает, что Бёртону вновь удалось всех удивить и даже совершить на экране то, что прежде, пожалуй, мало кому удавалось — снять скверный фильм про слона.
Цирк братьев Медичи в упадке, не шоу, а сплошное надувательство. Артисты исполняют фальшивые трюки, зрители не ходят на представления, да и никакого брата, заявленного на вывеске, не существует — всем управляет ворчливый коротышка Макс (Денни ДеВито). Именно в этот непростой период с фронта возвращается экс-звезда конного номера Холт Фэрриер (Колин Фаррелл) — тоже в кризисе среднего возраста, тоже впрочем, не без объективных причин: в бою он лишился руки, лошади давно проданы, жена умерла, оставив миру нежного мальчика Джо (Финли Хоббинс) и своенравную девочку Милли (Нико Паркер). Фэрриерам поручено следить за беременной слонихой Джамбо, аисты прилетят уже на следующий день — в сене найдут лопоухого детёныша , «уродца», которого стыдно показывать прессе и людям.
Оригинальный мультфильм «Дамбо» вышел в разгар Второй мировой войны и за два месяца до Перл-Харбора, но сознательно игнорировал мировой контекст. Нынешний снят в эпоху этической стерильности и погружён в неё по самые уши. Сценарист Эрен Крюгер, завсегдатай премии «Золотая малина», в своих высказываниях не слезает с табуретки: когда юная Милли первым делом говорит отцу, что она никому ничего не должна, плевала на гендерные роли и семейные традиции, а хочет заниматься наукой, мы понимаем, к чему всё идёт. «Дамбо» закрывает актуальную повестку полностью и делает это со слоновьей грацией.
Темнокожий силач (Деобия Опарей) отстаивает своё право на интеллектуальную деятельность, тучная шоу-вуман (Шэрон Руни) — на образ сексуальной русалки, гимнастка Колетт Марчент (Ева Грин) — на отказ от роли аксессуара для владельца «Дримландии» Вандемера (Майкл Китон), звери — на свободу. И даже святые для истории Disney уши Дамбо превращены создателями фильма в аргумент за бодипозитив.
Стоит, однако, заметить, что весь этот фейсбук существует в картине на довольно грандиозном фоне. Тим Бёртон по-прежнему великолепен в создании сказочных миров, благо почвы лучше бродячего цирка для этого сложно придумать. Артисты ходят парадами, гремит «Выходной марш» Дунаевского, под куполом извивается Ева Грин. Пожалуй, самая эффектная сцена, заставляющая вспомнить золотые годы и Бёртона, и Disney, — танец огромных мыльных пузырей, в такт которым качает головой безупречный компьютерный Дамбо.
Образ слонёнка — тоже несомненная удача. Голубые глаза, неуверенная походка, постоянные «апчхи!» и, конечно же, уши — все маркеры Дамбо, за которые мы волновались, выполнены художниками на совесть. И хотя даже в счастливые для себя моменты он смотрит в кадр со скорбью всех замученных диких животных, спекулятивность — это всё-таки последний упрек, который можно предъявить любой диснеевской милоте.
Значительно хуже обстоят дела с остальными представителями цирковой фауны, которых по сравнению с оригинальным мультфильмов здесь лишили и голоса (разговаривают в ребуте только люди), и характеров, но, к счастью, в кадре они появляются лишь эпизодически. Вообще, кажется, что любой, кто не человек и не слон, вызывает у Тима Бёртона лишь чувство плохо скрываемой скуки, причём как с визуальной, так и с этической точек зрения. Зоозащитный пафос «Дамбо», к примеру, очень избирателен: лошадей, обезьян и мышей, в отличие от Дамбо и Джамбо, в цирке, оказывается, держать можно и нужно.
Последние кадры вызывают, однако, тревогу и за главного героя. Не очень понятно, как именно сложится его жизнь после воссоединения с мамой в дикой природе. Как отреагируют на странную внешность сородичи? Выдержат ли уши вес в пять с половиной тонн, когда слонёнок подрастёт? Покажется ли нам всем громадное парящее над предгорьем существо таким же обаятельным?
Впрочем, такой фильм о взрослом (несчастном?) Дамбо мог бы снять прежний Тим Бёртон времён «Эдварда Руки-ножницы» и «Франкенвини». Сложными вопросами режиссёр сегодня не озадачен, да и к нему нынешнему особых вопросов, увы, тоже нет. Разве что обидно за Еву Грин, которая зачем-то тратит на него свои лучшие годы. Впрочем, в контексте «Дамбо»-2019 сама такая мысль — уже эйджизм.
Photo by Pascal Le Segretain/Getty Images For Disney Studios