Фильм Натальи Назаровой «Филателия» из основного конкурса 32-го кинофестиваля «Окно в Европу» стал триумфатором. Ему присудило победу профессиональное жюри Основного конкурса во главе с Владимиром Коттом. И он стал одним из лауреатов рейтинга критиков, в голосовании «Пять звёзд» разделив победу с картиной «Ласточка» Малики Мухамеджан. Актёрский дуэт из фильма «Филателия» — Максим Стоянов и Алина Ходжеванова — также был награжден жюри. Однако у студентов «Школы критики» лента «Филателия» вызвала полярно противоположные реакции. Студенты Юрий Кунгуров, Мария Севидова, Егор Шувалов и Иван Пуляев столкнулись в «баттле» мнений.
Юрий Кунгуров: ПРОТИВ
«Одни лишь унижения»
В маленьком приморском городке все друг к другу недружелюбны. Яна собирает коллекцию марок и работает на почте, где её отношение к клиентам зависит от настроения — может и помочь, но скорее всего нахамит. У Яны ДЦП, и, к чести фильма, прямым текстом об этом ни разу не сказано — конкретный диагноз можно узнать лишь из синопсиса. Это, пожалуй, единственное режиссёрско-сценарное проявление деликатности в картине.
В первые дни фестиваля «Окно в Европу» был показан фильм Романа Косова «Правила Филиппа» о парне с синдромом Дауна. Решение поставить «Филателию» под конец фестиваля выглядит концептуальным: на дистанции видны два противоположных, на первый взгляд, подхода к изображению людей с особенностями развития. «Правила Филиппа» — трагикомедия, в которой наряду с болью много надежды и света, несмотря ни на что. Художественный мир «Филателии» состоит из концентрата тихой ненависти жителей городка друг к другу, мучений и страданий героини. Оба фильма построены на постоянном проживании героями экстремальных ситуаций, в том числе угроз для жизни, приводящих их к стрессу. Вот только в лучезарной туристической Москве из «Правил Филиппа» нет по-настоящему отрицательных героев, все так или иначе дружелюбны по отношению к Филиппу, тогда как «Филателия» фиксирует взаимную злобу, циркулирующую у большинства персонажей внутривенно. При этом на глубинном уровне фильмы, кажущиеся очень разными, не так уж отличаются: оба одинаково эксплуатируют своих героев, превращая их в участников некоего киноаттракциона.
Режиссёры спекулируют на социально важных темах, но если «Правила Филиппа» хотя бы сделаны с чувством юмора, то «Филателия» бьёт по открытым ранам без остановки весь хронометраж, не давая героине ни минуты на то, чтобы проявить какое-либо человеческое достоинство: одни лишь унижения. Есть здесь и опереточная антагонистка, коллега Яны Вера, чудовище под маской порядочности. Персонифицируя зло в виде одного наиболее омерзительного персонажа, превращая почтовое отделение в микромодель общества, где нет взаимопонимания как понятия, режиссёр упрощает ситуацию, превращая её в малоубедительную. В серой палитре жизни героини есть одно светлое пятно — влюблённость в несовершенного, но искреннего принца на белом коне, точнее, моряка в обаятельном исполнении Максима Стоянова, чья игра оказывается самой примечательной краской фильма.
Иван Пуляев: ЗА
«Настоящая героиня печальной сказки, произошедшей где-то на Русском Севере»
Всем известно, что снять хорошее кино, в котором главный герой — инвалид, очень сложно: обычно получается либо манипуляция зрительскими эмоциями, либо так называемое «доброе кино», которое имеет довольно опосредованное отношение к реальности, но зрителю греет душу. Поэтому и история о том, как девушка с последствиями ДЦП полюбила и вышла замуж, — задача со звёздочкой, и редкость, что Наталья Назарова решает её более чем убедительно. Вместо клишированных образов «бедных людей» — невероятно тонкие, многогранные персонажи, обиженные жизнью, замкнутые и наивные. Вместо стерильной столицы — живописное, рифмующееся с аккуратной интонацией фильма побережье Баренцева моря. Вместо биографии главной героини — коллекция марок, в которой встречаются Лев Толстой, юбилей Чехословацкой республики и пароходы дальнего плавания.
Благодаря крепкой режиссуре и ненавязчивым образам, на фоне остальной конкурсной программы фестиваля «Филателия» выглядит главной удачей программы этого года: сценарий здесь избегает условностей и простоты, а умело выстроенный кадр соседствует с прямо-таки смешными эпизодами (чего только стоит городское собрание филателистов!) Кино Назаровой — очень тихое и громкое одновременно, прямо как «Свет» Антона Коломееца (что победил в Выборге в прошлом году), в который теперь только добавили песни из фильмов Аки Каурисмяки и щепотку хлебниковского «Снегиря». Наконец, работу актрисы Алины Ходжевановой хочется назвать подвигом, настолько органично у неё получился образ наивной, больной, доброй, озлобленной, мечтающей Яны Смирновой. Самая настоящая героиня печальной сказки, произошедшей где-то на Русском Севере: в общем, как если бы Акакий Акакиевич и Золушка стали одним человеком.
Егор Шувалов: ПРОТИВ
«Это всё мы уже где-то видели»
Оговорюсь сразу: «Филателия» не из числа худших фильмов конкурсной программы. В отличие от некоторых совсем уж омертвелых картин, здесь чувствуется человеческое сердцебиение. Сосредоточено оно в главной героине Яне, женщине светлой и кроткой. Остальные персонажи не вызывают ничего, кроме ненависти: одних презираешь за измены, вторых считаешь трусами и подхалимами, третьи и вовсе истерики и лицемеры. Мир «Филателии» почти окончательно прогнил: здесь одинаково противны почтальоны и работники ЗАГСов, моряки и телевизионщики. Выживает самый подлый и гадкий, а добрых людей посадят за решётку. Чернуха в кино, спору нет, важна и актуальна, но это всё мы уже где-то видели. Председатель Клуба филателистов в фильме утверждает, что спустя много лет обычная марка может сильно вырасти в цене. Не думаю, что «Филателию» ожидает схожая судьба: этот фильм хочется подцепить пинцетом и переложить в чужой альбом, обменяв на что-то более приятное.
Мария Севидова: ЗА
«Нет ничего постыдного в том, чтобы искать светлые стороны в жизни»
Скромная работница почты Яна проживает в небольшом портовом городке. Свободное время героиня заполняет тем, что коллекционирует редкие марки и ждёт, как когда-то её мать, возвращения отца, без вести пропавшего в морях. Рутина Яны нарушается, когда за посылкой из Австралии на почту приходит резвый боцман Пётр.
Весь фильм мы наблюдаем за травмированными в разной степени людьми — почти юродивыми, — которые пытаются справиться с вездесущим одиночеством и экзистенциальным давлением. В отличие от Андрея Кончаловского с «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», Наталья Назарова не стесняется наивности. Да, сюжет о преданной Ассоль в максимально гнетущем пространстве может вызывать вопросы. Но сама героиня (не зря с последствиями ДЦП и пороком сердца) доказывает, что нет ничего постыдного в том, чтобы искать светлые стороны в жизни, даже такой унылой.
«Филателии» больше подходят слова — тонкая, трогательная, лирическая. Это сказка, в которую хочется поверить. Имеем право.