
13 февраля на Netflix вышли заключительные эпизоды сериала «Кобра Кай» — духовного наследника и идеального сиквела культовой франшизы 1980-х «Парень-каратист». После выхода шоу в 2018 году оно моментально обрело популярность, а третий сезон удостоился премии «Эмми» в номинации «Лучший комедийный сериал». Карина Назарова рассказывает, чем проект интересен.
Заключительный сезон «Кобры Кай» подводит итог долгоиграющему нарративу. Сенсеи Дэниел ЛаРуссо (Ральф Маччио), Джонни Лоуренс (Уильям Забка) и Чозен Тогучи (Юдзи Окумото) забыли обиды и создали общее додзё. Террор «Кобры Кай», казалось, остался в прошлом, впереди — международный турнир Сэкай Тайкай. Но герои не подозревают, что на татами их воспитанникам предстоит очередная встреча с безжалостным и коварным Терри Сильвером (Томас Иэн Гриффит) и обновлённой версией «Кобры Кай» под предводительством неубиваемого Джона Криза (Мартин Коув) и Ким Да-ён (Алисия Ханна). Финал с оглушительной мощью сталкивает героев с их внутренними страхами и заставляет заново пережить весь пройденный путь, чтобы убедиться в собственной зрелости. Вторая треть сезона обрывается смертью одного из учеников Криза, оставляя всех персонажей в подвешенном состоянии. Заключительные пять серий для всех — последний шанс на решающий поединок с самими собой, определение жизненной траектории и прощание с прошлым.
В 1984 году режиссёр «Рокки» Джон Г. Эвилдсен переизобрёл собственную драматическую формулу и выпустил духоподъёмную подростковую мелодраму о боевых искусствах — «Парень-каратист». Дэниел ЛаРуссо, жертва школьного буллинга из бедной семьи, даёт отпор богатенькому мускулистому задире Джонни Лоуренсу на турнире по карате. Джонни — воспитанник милитаристского додзё «Кобра Кай», основанного Джоном Кризом, не знающим пощады ветераном Вьетнамской войны. А Дэнни — ученик добродушного мистера Мияги (Пэт Морита), чья философия строится на милосердии, духовном балансе, защите, а не нападении. Противостояние подростков исключительно идеологическое: бедный дерётся с богатым, духовный баланс и аскеза противостоят вседозволенности, несдержанности и грубой силе. Оттого победа Дэниела над Джонни в финальной сцене фильма — лишь начало долгой войны. Во второй части Мияги побеждает Криза. А в третьей борьба между додзё выходит на новый уровень, но уже без Лоуренса — чуть не умерев от руки сенсея, проигравший герой исчез с радаров.

После успеха фильмов актёрские карьеры Уильяма Забки и Ральфа Маччио не задались. Оба перебивались незначительными ролями в проходных фильмах, пока не открыли второе дыхание на волне всеобщей ностальгии. В 2018 году шоураннеры Джош Хилд, Джон Харвитц и Хейден Шлоссберг возродили «Парня-каратиста», выпустив на YouTube драйвовый сериал «Кобра Кай». Забка и Маччио триумфально вернулись к старым образам, и за три сезона их сериал завоевал титул одного из лучших драмеди поколения.
Что происходит в сериале?
Сюжет разворачивается спустя 33 года после схватки ЛаРуссо и Лоуренса. Дэниел стал успешным бизнесменом. Вместе с красоткой-женой Амандой (Кортни Хенгелер) он открыл автосалон, живёт в Долине Лос-Анджелеса, воспитывает дочь Сэм (Мэри Мэтилин Маусер) и сына Энтони (Гриффин Сантопьетро). Однако на душе героя пустота: его наставник умер, исчезает и наследие «Мияги-До». Сериал поначалу игнорирует счастливого «победителя по жизни», представляя его как до невозможности скучного взрослого, забывшего детские амбиции, и как главного антагониста. Мияги был прав: «Побеждая, проигрываешь».
Сценаристы переворачивают ракурс на идею справедливости, ставят победу и поражение в один ряд и передают слово проигравшему Джонни, чтобы он поведал свою историю. Поражение и предательство Криза сломали жизнь «золотого мальчика». Будучи пленником прошлого, унижений и страха проигрыша, Джонни не смог повзрослеть и отвернулся от родного сына Робби (Тэннер Бьюкэнэн), а теперь уже и не знает, как загладить вину. У героя нет семьи, друзей, дома и карьеры. Кажется, вполне заслуженный финал для хулигана, но сериал не даёт позлорадствовать, напоминая, что взрослая жизнь ломает всех, даже культовых героев 1980-х.

Карикатурный и поверхностный персонаж остаётся таким же упрямым, застывшим во времени плохишом, но обретает психологическую глубину. Сиквел подробно описывает его несчастное детство и последовавшие за ним неудачи, а главное, даёт ему шанс на исправление ошибок. Джонни спасает соседского подростка Мигеля (Шоло Маридуэнья) от шпаны и нехотя становится его сенсеем, а затем и отцовской фигурой.
Как ни банально, но ученик спасает учителя. Вокруг Лоуренса собирается толпа изгоев и лузеров, нуждающихся в наставнике и крепком плече.
“ Тлеющий огонь в душе Джонни разгорается: он возрождает «Кобру Кай» и учит школьников-аутсайдеров не бояться, не пасовать и давать отпор обидчикам, ведь «жизнь не бывает милосердной, а значит, нужно драться, как черти, не зная пощады».
Додзё набирает популярность, но инфантильные принципы «Кобры Кай» и Джонни, делящих мир на победителей и слабаков, подпитывают в подростках их злобу на мир, воспитывая оголтелых задир, размахивающих кулаками. Вдобавок, открыв додзё, Джонни воскрешает старых врагов. Криз восстаёт из мёртвых, втирается в доверие к герою и коварно манипулирует его учениками, направляя подростков по разрушительной тропе агрессии и ненависти. Легко воруя у Джонни «Кобру Кай», Криз опрометчиво связывается с безбашенным Терри Сильвером, знакомым по третьей части «Парня-каратиста», чтобы вывести додзё на мировой уровень и взять под нравственный контроль всю молодёжь Америки.
Тем временем обиженный Робби мстит отцу и становится учеником ЛаРуссо. Дэниел помнит, к чему привела идеология Криза и Сильвера, и не хочет повторения истории. Поэтому он возрождает «Мияги-До». Между ЛаРуссо и Лоуренсом с новой силой вспыхивает давняя вражда. 30 лет назад причиной была школьная красавица Эли (Элизабет Шу), на этот раз повод куда серьёзнее. На кону — их дети, наследие их учителей и статус их мировоззрений. Конфликт учений похож на противостояние джедаев и ситхов. «Мияги-До» учит успокоению, принятию и милосердию, способности проявлять слабость, чтобы «печаль, запертая в сердце, не превращалась в злобу». «Кобра Кай», наоборот, обучает бить первым и беспощадно, направлять горестные чувства в кулаки, превращать негативные чувства в силу. Но истина где-то посередине — в точке равновесия.

Джонни и Дэнни сталкиваются лбами на татами и за его пределами. Обиды, эмоции, страхи захлёстывают их учеников-подростков. Неокрепшие детские умы поддаются влиянию сенсеев, становятся пешками в нешуточном противостоянии взрослых людей. В первом сезоне Мигель беспощадно сражает Робби на ежегодном турнире, принося «Кобре Кай» победу, а Джонни — переосмысление успеха: как учитель он победил, а как отец вновь потерпел поражение. Во втором сезоне события накаляются за счёт взрывоопасной и проблемной школьницы Тори (Пейтон Лист). Новая воспитанница «Кобры Кай» становится четвёртым углом в любовной геометрии Робби, Сэм и Мигеля, а затем из ревности развязывает школьную драку с трагическим исходом.
Последние три сезона Джонни и Дэнни с переменным успехом и на высоких эмоциональных тонах выясняют отношения с собой, друг с другом и с окружающим миром. Герои барахтаются в прошлых обидах, сталкиваются с трудностями и совместно ищут путь к примирению грубой силы и сдержанности, милосердия и безжалостности, голых эмоций и рефлексии. Ничего не получается. В четвёртом сезоне додзё ЛаРуссо и «Орлиные клыки» Лоуренса по отдельности борются за статус чемпиона Долины и наконец понимают, что «не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя». Обретённая мудрость ускоряет эволюцию сериала. В пятом сезоне все герои переосмысляют прожитое и переживают процесс исцеления, по сути, взрослеют экстерном.
Баланс ностальгии и переосмысления классики

Проект про то, как жертвы буллинга из бета-утят превращаются в альфа-лебедей и дают миру по зубам, не спешит раскрывать секреты своих приёмов. Крутизна сериала — в его многогранности. Дух ситкомов с присущей их юмору абсурдизацией бытовых проблем и забавных несовпадений с совпадениями в «Кобре Кай» смешивается с эмоциональной пронзительностью подростковых сериалов, надрывом спортивных драм и безудержным экшеном. «Кобра Кай» — по-хорошему карикатурная, сентиментальная и наивная мелодрама, брызжущая энергией юности, детскими и взрослыми слезами. Бросающаяся в глаза, словно кобра, банальность сериала обманчива. Узнаваемые тропы, предсказуемость и лёгкость проекта усыпляют бдительность, чтобы в неожиданный момент сокрушить зрителя потоком жёстких ударов из эмоциональных плот-твистов, шокирующих развязок и трогательных откровений.
На моментальное погружение работает контраст зрелой перспективы, критически переосмысляющей прошлое, и ностальгической оптики, освобождающей это прошлое из забвения.
“ Пока ЛаРуссо и Лоуренс бередят травмы, повторяют старые ошибки и вязнут в новых, шоураннеры предаются воспоминаниям и собирают настроение сериала из лучшей музыки, клише телевизионного мыла и кино 1980-х.
Для просмотра «Кобры Кай» не нужно знать оригинальные фильмы, за счёт понятной формы проект открыт новой аудитории. К тому же создатели по-новому воспроизводят романтические сцены и ситуации морального раздрая из оригинальных фильмов и ненавязчиво пересказывают события 30-летней давности. Джон Г. Эвилдсен отснял слишком много материала, и большая часть сцен так и не была задействована в «Парне-каратисте», зато оказалась в сериале в качестве атмосферных флешбэков. Авторы «Кобры Кай» дополнительно отсняли несколько эпизодов, расширяющих бэкграунд героев и закрывающих пробелы каноничного повествования.

Признаться, «Парень-каратист» при всём обаянии весьма небрежно распределял героев на добрых и плохих, сильных и слабых. Сериал же рисует куда более сложных, запутанных и нестабильных персонажей. За захватывающим экшеном, мастерски построенными драками, которые занимают практически весь хронометраж, скрываются истории разных и непростых судеб, рассказанные с неподдельной искренностью и мудростью. Слёзы смешиваются с потом и кровью, чувства всё неразборчивей и сбивчивей, следующий шаг и удар почти невозможно предугадать. Интрига нарастает до победного финала.
Сценаристы проекта лучше учеников «Мияги-До» сохраняют баланс. С полсотни персонажей не теряются за кадром, а развиваются на наших глазах, претерпевая изменения и постоянные внутренние колебания. Подростки ищут себя, совершают неоднозначные поступки из упрямства, неуверенности, юношеского максимализма, ненависти, принципиальности и наивности. Но дети учатся на ошибках, начинают ценить себя и перестают делить мир на чёрное и белое, а людей — на слабых и сильных.
Слова и действия
«Если бы мне давали доллар за каждую мою ошибку, я был бы гигамиллионером», — шутит Джонни, успокаивая своего ученика. В этой фразе, по сути, скрывается главный посыл «Кобры Кай». Сериал учит смирению и терпению, показывает, что ошибки и поражения неизбежны. Жизнь часто идёт не по плану, отношения рушатся, судьба бьёт под дых, лишая надежд на будущее и сил за него бороться — персонажи сериала знают это не понаслышке. Однако не ошибки определяют твой путь, а то, как ты их исправляешь. Не судьба должна диктовать условия, а ты сам.

Будучи типичной телевизионной драмой, «Кобра Кай» не только безустанно дерётся, но и много спорит и говорит, размышляя об отношениях отцов и детей, матерей и дочерей, первых подростковых влюблённостях и неминуемых экзистенциальных кризисах. В противоречиях и столкновениях идей рождается истина, а в противостоянии и взаимодействии двух сил возникает энергия, может, несгибаемость, помогающая персонажам идти вперёд. Финальный сезон наилучшим образом раскрывает влияние слов и переменчивость смыслов, временно стирая противоречия между взрослыми и детьми. Они оказываются на равных — в уязвимых позициях и на пределе личностных трансформаций. Пронзительный разговор Джонни и Криза расставляет всё по своим местам, позволяет давним врагам выговориться и проститься. Дэниел восстанавливает утраченную связь с мистером Мияги. Тинейджеры сталкиваются с очередными ударами жизни. И только диалог по душам, наставления друзей и сенсеев помогают им достать со дна потерянные в штормах судьбы силы на преодоление трудностей.
Додзё «Кобра Кай» снова в руках Джонни, но его принципы — «Нападай первым. Нападай жёстко. Никакой пощады» — на этот раз играют новыми красками. Герой стал мудрее, сильнее, уравновешеннее. Он выбрался из полного небытия и за пару лет обрёл семью, лучших друзей, работу мечты, позволив себе не идти в нападение, а отступить от устаревшей мантры, проявить слабость, довериться новому опыту и проститься с тем, что тянет назад. Финальные эпизоды без промедлений закрывают все сюжетные линии на доброй ноте. Шоураннеры повторно проговаривают основные идеи первого сезона. Бешеный монтаж соединяет в одной сцене прошлое и настоящее, повторяя запоминающиеся моменты шоу и показывая различия между началом и промежуточным этапом пути всех персонажей: они завершили цикл духовного роста и готовы встречать будущее, полное ценных побед и неудач. Пусть «Кобра Кай» до последнего использует дешёвые приёмы, некоторая несуразность, детскость и банальность сериала работают с пронзающей насквозь эмоциональной силой. Каждая серия — весёлый аттракцион, качающий по волнам ностальгии, и вместе с тем — шпаргалка жизненных мудростей.