Ещё один берлинский фильм, который мы решили отметить, — «Манодром» с Джесси Айзенбергом в главной роли. Сусанна Альперина рассказывает подробнее о картине.
Фильм «Манодром» (режиссёр Джон Тренгов) с Джесси Айзенбергом, Одессой Янг и Эдрианом Броуди в главных ролях в преддверии 73-го Берлинале уже многие вносили в свои списки must see. А после первых откликов рейтинг ожиданий фильма стал зашкаливать.
Режиссёра Джона Тренгова (выходца из ЮАР) на Берлинале ждали с нетерпением. Две его предыдущие работы, короткий метр iBhokhwe и полный «Рана», получили в 2014 и 2017 годах в Берлине «Хрустального медведя» и приз Teddy за лучший художественный фильм соответственно. Так что в определённом смысле Тренгов — открытие Берлинале, а за такими талантами фестиваль следит с повышенным вниманием. И вот в 2023 году Тренгов впервые в основном конкурсе с англоязычным дебютом. Режиссёр решил поговорить о мужских проблемах.
Главный герой (его играет малоузнаваемый Джесси Айзенберг) — водитель Uber Ральфи, начинающий качок с выкрашенными в красный цвет волосами. Первая же сцена в фильме западает в память и вызывает возмущение — настолько провокационна. Ральфи пялится в зеркало на пассажирку, которая на заднем сиденье кормит ребёнка грудью. Та, перехватив его взгляд, требует остановить такси и ещё и предостерегает другого пассажира, чтобы не садился к водителю-психопату.
Но зрителю не верится, что у Ральфи проблемы с психикой. Он оправдывает его — ведь дома беременная жена Сэл (Одесса Янг с волосами, выкрашенными в синий цвет). То есть ему интересно всё, что касается материнства. Ральфи трудится в поте лица, жена тоже — на кассе в супермаркете. И ей нелегко, потому что на сносях, ещё и начальница заставляет всё время улыбаться, даже если не хочется. Но нужны деньги.
На самом деле Ральфи не готов стать отцом, поскольку не определился с самим собой. Но он работает над этим. В частности, в спортзале. Это для него и отдушина, и способ самоопределиться. Ральфи присматривается к разным людям, пытаясь понять своё место в мироустройстве. Яркая сцена — когда он в мужской раздевалке украдкой, но при этом со вспышкой фотографирует себя на мобильный перед зеркалом. Вначале кажется, чтобы послать подружке или выложить в соцсеть. Но нет! Хочет детально посмотреть на себя со стороны. Какой он?
Путь в другую, «параллельную» реальность начинается с того, что дружок из спортзала предлагает Ральфи таблетки — якобы добавка, чтобы мускулы играли более рельефно. А дальше — приводит его в странную компанию. Это мужское братство, которое, впрочем, смотрится как некая секта. Каждый из её членов называет себя не просто по имени, а с приставкой «сын». Ральфи становится «сыном Ральфи». А главный в этом братстве — папа Дэн (Dad Dan). В этой роли — довольно неожиданный Эдриан Броуди, который «косплеит» главу секты ни больше ни меньше как с Иисуса. Он не говорит, а учит, понимающе «заглядывает в душу», каждое слово озвучивает мудрым и понимающим тоном. Он словно наставляет детей неразумных, и «сыновья» рады ему вторить.
Приход в братство (случайно ли?) совпадает с тем, что Ральфи теряет работу. Парень нервничает, срывается и — первый тревожный звоночек — крадёт у мальчишки мобильный телефон, который тот забыл в машине. Вырученные деньги приносит жене, заодно честно, как мамочке, рассказав ей про преступление. Но Сэл отчитывает его, как маленького. Ральфи недоволен непониманием с её стороны, однако это — только начало. Всё в жизни начинает его раздражать, и чем дальше — тем сильнее.
В братстве тем временем якобы его понимают. И вот уже Ральфи готов совершить непростой обряд посвящения — впасть в транс, после чего ему на руку поставят клеймо, как животному. Фильм «Манодром» критики уже успели сравнить с «Таксистом» Мартина Скорсезе. Однако стоит ещё посмотреть в сторону «Мастера» Пола Томаса Андерсона. А ещё лучше — «Джокера» Тодда Филлипса. Потому что то, как действует герой Джесси Айзенберга, очень похоже на то, как психически неустойчивый человек перерождался в Джокера. Джесси Айзенберг — яркий претендент на 73-м Берлинале на приз за лучшую актёрскую работу. Кристен Стюарт, председательница жюри, может не устоять перед его неординарной ролью.