Сусанна Альперина восторгается новой картиной Кристиана Петцольда и величает фильм главным претендентом на «Золотого медведя». Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Два друга едут на красной машине к домику у моря. По дороге машина ломается, выбрасывая клубы пара, словно предупреждает о чём-то нехорошем, что может случиться. Но друзьям не до примет и знаков. Оба они — творцы, оба — в своих мыслях и планах. Леон — писатель. Он только что закончил рукопись второй книги под нелепым названием «Клаб-сэндвич». Осталось отредактировать и внести окончательные штрихи. Феликс — фотограф. Ему нужно сосредоточиться на своём портфолио. У обоих планы на отдыхе поработать. Но, когда они вваливаются в дом, уставшие, ведь добирались пешком, выясняется, что они там не одни.
Девушку, которую мать Феликса пустила пожить в семейном загородном доме, не предупредив об этом сына, зовут Надя. Она приходит только ночью, когда герои уже спят. Леон видит её утром издалека — стройная фигурка в красном платье. Развесила бельё и умчалась куда-то на велосипеде.
Надю играет актриса Паула Бир, получившая три года назад на Берлинале «Серебряного медведя» за работу в другом фильме Кристиана Петцольда — «Ундине». На Берлинале-2023 говорят и пишут о том, что режиссёр снимает трилогию. «Ундина» — первая её часть, «Красное небо» — вторая, и будет ещё и третий фильм. Задача сложная в том плане, что и «Ундина» — яркий, заметный фильм, в котором Паула Бир сыграла гида, а в неё влюблен главный герой Кристоф, который романтизирует образ Ундины. Но фильм «Красное небо» — на голову выше. Более того, можно утверждать, что это самая сильная картина из всех, что снимал Петцольд, да и в конкурсной программе Берлинале она, несомненно, опережает других и является ярким претендентом на «Золотого медведя».
Главный герой фильма «Красное небо» — это Леон. Молодой писатель с вечно недовольным выражением лица. Он живёт в своей творческой реальности и совершенно не хочет нормально взаимодействовать с окружающим миром. Пойти поплавать к морю, помочь Феликсу починить крышу (в семье умер отец, и Феликс с матерью остались вдвоём), да просто помыть посуду и убрать со стола... До всего этого Леон не снисходит. Когда они знакомятся с Надей и её приятелем Девидом (да-да, его имя пишется и звучит именно так), который работает спасателем на пляже, у Леона оба вызывают раздражение. Особенно Девид и его рассказы за ужином — Леон даже не может сдержать себя и переходит в нападение. Тем временем у Феликса, который живёт полной жизнью, рождается идея серии снимков для портфолио: её герои — люди, которые смотрят на море. И у Леона это не вызывает ничего, кроме зависти. К тому же Феликс не притворяется, что корпит над работой, не отказывает себе в удовольствии поплавать, погулять, пообщаться, и творчество у него возникает само собой — как органичная часть жизни. У Леона же всё застопорилось, более того, он не может разобраться в своих чувствах к Наде. Девушке, о которой ничего толком не знает, но делает о ней поспешные выводы.
В то же время, пока несколькими ненавязчивыми штрихами, Петцольд продолжает тему опасности. Друзья поехали в городок неподалёку закупаться продуктами — там специальная машина с громкоговорителем предупреждает о сильных лесных пожарах. Роль красного цвета в этом фильме заслуживает отдельного изучения. Красное вино, красный гуляш, который готовит Надя, — девушка падает с велосипеда по дороге домой, и мясо выпадает из пакета, разбрызгивая кровавые капли. Огонёк от сигареты Леона. Однако молодой писатель по-прежнему не видит реальной жизни. Всё словно проходит мимо него. Он проникается непонятным чувством к Наде и в каком-то порыве даёт ей прочитать свою рукопись. Девушка даже не успевает произнести слова о том, что прочитанное её не впечатлило, как Леон это считывает и идёт страдать к морю, досадуя на себя за то, что дал прочитать свой труд несведущей соседке по дому, которую он к тому же почти не знает.
Фильм Петцольда — о реальности и её отображении в творчестве. Об интеллектуалах как о мучениках — людях мятущихся и рефлексирующих, о сложной любви и непонимании... В этом фильме режиссёр — как некий немецкий Чехов. Какая сила раскрытия характеров, какие персонажи! Перед зрителями разворачивается самая настоящая драма с небольшими, но яркими искрами юмора.
В картине очень точно подобрана музыка — Петцольд рассказывал в Берлине во время общения с журналистами, как услышал композицию Wallners In My Mind несколько лет назад и точно понял, что она должна быть в его фильме. Название песни можно перевести как «В моём сознании» или «В моём понимании». И это очень точно соответствует мироощущению и режиссёра, и его героя. Всё происходящее преломляется в сознании и понимании творца, и благодаря этому из жизни извлекаются самые важные уроки.