В российском прокате новая работа автора аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон». Чудесная работа, показ которой тоже своего рода чудо. Сергей Сергиенко рассказывает о том, как история про виртуальную реальность и одну девушку и одно чудовище раскрывается не с самой банальной стороны.
В виртуальном пространстве U каждый может стать кем угодно. Во многом это стало решающим для Судзу — обычной старшеклассницы. В школе она неприметная и скромная, а в виртуальном мире её аватаром стала Бёлль — певица, собирающая многомиллионную аудиторию. Обе жизни Судзу меняются, когда во время очередного виртуального концерта девушка впервые сталкивается с драконом — безжалостным бойцом, способным победить кого угодно. Что-то в его облике цепляет девушку, и она решает во что бы то ни стало раскрыть секрет трагичного пользователя.
Мамору Хосода давно стал прижизненным классиком — пожалуй, не столь крупным, как Хаяо Миядзаки или Макото Синкай, но место как минимум в пятёрке он явно заслужил. «Виной» тому многочисленные удачи — от «Девочки, покорившей время» до мультфильма «Мирай из будущего», в своё время номинированного на «Оскар».
Само собой, ожидания были довольно высокими. Впрочем, для многих тревожным звоночком ещё на первых трейлерах стало активное использование 3D-графики, традиционно ассоциирующееся не только с более низким в сравнении с традиционным рисунком качеством, но и с попытками удешевления производства. На счастье, местное 3D не только выглядит лучше многих аналогов, но и имеет чёткое сюжетное обоснование: трёхмерны в «Красавице и драконе» только виртуальные герои, в то время как объективная реальность выполнена со всем вниманием к классическому 2D-рисунку.
Детализация местами поражает: по всему видно, что художники выложились по полной. Даже в бытовых сценах на фоне можно различить множество мелочей, привлекающих внимание зрителя, что в сумме с моно-но аварэ (эстетический принцип созерцания в Японии), активно использующимся в мультфильме, даёт очень яркое впечатление. Что приятно, вниманием не обделён и мир U: несмотря на трёхмерность, он также полон ярких деталей и персонажей — всё же последние должны отражать отдельные черты внутреннего мира различных героев. Авторы не только подошли с уважением к главным персонажам (хотя их проработка ожидаемо выше), но и создали несколько десятков уникальных фоновых героев с уникальным обликом и интересными чертами. И не последнее место в этой истории занимает музыка.
В какой-то мере «Красавицу и дракона» можно назвать мюзиклом: в жизни Судзу пение — важная составляющая, так что нечего удивляться количеству музыкальных композиций, раскиданных по всему мультфильму. В русской версии они полностью дублированы, и это, пожалуй, не лучшее решение: несмотря на то, что вокал Александры Балакиревой вполне неплох, до японской версии он, увы, не дотягивает. Впрочем, аналогичным образом поступили и прокатчики других стран, поэтому в сети можно с лёгкостью найти версии основных треков на нескольких языках. Рекомендовать всё же по традиции хочется оригинал — часть шарма неизменно теряется при адаптации, сколь бы качественной она ни была.
И всё же как бы здорово ни выглядел или звучал мультфильм, без цепляющей истории он вряд ли смог бы получить должное внимание. На счастье, с этим у «Красавицы и дракона» проблем нет: как уже говорилось выше, Хосода лишь позаимствовал отдельные ходы у оригинальной сказки и переиначил сюжет до неузнаваемости. В аниме место любви заняло принятие, а настоящим чудовищем оказывается вовсе не дракон, вынесенный в название. В центре внимания оказывается Судзу, чья жизнь навсегда изменилась после смерти матери. Это одна из первых вещей, которую узнаёт о девушке зритель: Судзу вот уже много лет не может до конца пережить эту потерю, что и стало поводом для ухода в тень. И самое страшное, она совершенно разучилась петь: каждая попытка приводит к срыванию голоса и другим проблемам, которые мешают Судзу заниматься самым любимым в её жизни делом.
Помогает U, где она не испытывает никаких трудностей, — всё же проще делать что бы то ни было, когда окружающие тебя не знают. И эта безнаказанность, пусть и для совершенно мирного дела, помогает девушке увидеть родную душу в драконе, который прерывает один из её концертов. Девушка быстро понимает, что за выражаемой яростью скрывается что-то более сложное, а странные пятна на спине, похожие на разводы от побоев, — определённо «отпечатки» внешнего мира. Ожидаемо Судзу берётся за попытки найти человека, скрывающегося за аватаром дракона, — и, само собой, она его найдёт. Что приводит к невероятно пронзительному финалу, раскрывать детали которого кажется преступлением.
«Красавица и дракон» — это история о человечности. На сюжет о поисках Судзу, словно бусины, нанизываются более мелкие судьбы различных людей, от стеснительных одноклассников до завистливых матерей-одиночек, и каждый из них способен раскрыться с неожиданной стороны. «Красавица и дракон» — это терапевтическая история. Через сюжет красной нитью прошли персональные травмы героев и то, как они наконец находят в себе силы их преодолеть.
Что важнее, «Красавица и дракон» — это история о том, что даже маленький человек способен на большой поступок. Мир, конечно, не перевернуть, но сделать его чуточку лучше под силу каждому. Посыл как никогда актуальный.